Гарнизон У военной психологии женское лицо

5 сентября 2013, 17:19

Персоны

Гость в студии радио "Вести ФМ": Игорь Дьячук - полковник, заместитель начальника управления - начальник отдела (психологической работы) управления (военно-социальной и психологической работы) Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил РФ. Ведущий программы - Анатолий Кузичев.

Оставляйте свои предложения по поводу следующих выпусков программы!

Кузичев: Итак, друзья, сегодня в "Гарнизоне" Игорь Алексеевич Дьячук, полковник, заместитель начальника управления, начальник отдела психологической работы Управления военно-социальной психологической работы, Главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил Российской Федерации. Правильно?

Дьячук: Да. Здравствуйте.

Кузичев: Если короче, то вы военный психолог, даже руководитель соответствующего направления или службы. Это очень интересно, на самом деле, - военный психолог, потому что в принципе было бы совершенно понятно, что военными просто должен работать психолог. Раньше эти функции немножечко были распределены, я правильно понимаю, между политработниками. Они фактически выполняли же, да, эти функции, которые сейчас вы несете?

Дьячук: Да, зачастую это было так. Психологи были у нас, но это было в спецподразделениях, в подразделениях, которые выполняли особо важные задачи. Это, как правило, были гражданские специалисты.

Кузичев: Даже в советские времена?

Дьячук: Да. Это речь о советских временах. Но это были единичные случаи, а вот в линейных частях психологов не было. И только с начала 90-х годов у нас были введены должности психологов воинских частей.

Кузичев: А почему? Вы просто оглядывались на передовой зарубежный опыт или из какого-то совершенно конкретного соображения, опасения или там наблюдения?

Дьячук: В первую очередь, это, конечно, поиск новых каких-то решений, выходов. Потому что когда идеологию-то убрали из именно руководящей направляющей роли в вооруженных силах, идеологическую составляющую, то здесь необходимо было все равно работать с людьми. Работа с конкретным человеком, конкретными его индивидуальными проблемами, работа с проблемами малых коллективов, уровень взаимоотношений, регулирование этих взаимоотношений, обучение - как правильно выстраивать эти взаимоотношения. Вот отсюда и, на мой взгляд, передовой, в общем-то, зарубежный на тот момент опыт и был взят на вооружение.

 

Первый психолог - командир

Кузичев: Продолжаем разговор. Игорь Дьячук сегодня у нас в гостях. Остановились мы на том, что, конечно, психолог психологом, но первый по рангу и хронологически первый психолог, с которым сталкивается военнослужащий, - это командир. Ну, как бы психолог.

Дьячук: Я бы сказал даже младший командир, то есть сержант.

Кузичев: Младший командир, да, непосредственный начальник?

Дьячук: Да.

Кузичев: Потом, я поясню нашим слушателям, я попросил Игоря Алексеевича описать стандартную, рутинную работу психолога в частях. Примерно я представил: он составляет - психолог, а точнее сказать, она с большой долей вероятности, потому что у психологии военной женское лицо, как выяснилось, на 95-98%. У нее перед глазами есть некий портрет, так сказать, общее ощущение от части, у вот у нее, наверное, пометочки, фамилии, вопросительные знаки и так далее. И после этого она начинает методично, как бы должна, да, выравнивать этот самый климат, если он ей показался каким-то не подходящим. Как это происходит? Куда идут доклады, если они идут, что она делает?

Дьячук: Чтобы представляли, все это завязывается на программу боевой подготовки, и ни в коем случае не происходит того, что там вырывается подразделение или какой-то военнослужащий из какого-то занятия и только ради того, чтобы к психологу пришел. Такие вещи происходят только в экстренных случаях. То есть психолог работает по плану, в соответствии с распорядком дня. Есть подразделения, которые выполняют задачу в отрывеЮ и есть подразделения, которые выполняют подготовку к несению караульной службы, подразделения военнослужащих к несению внутренней службы. Фактически это ежедневное сопровождение, то есть тестирование этих людей и выработка рекомендаций готов он сегодня заступить к выполнению задач боевого дежурства, несению службы с оружием или, может быть, у него сегодня нет такой готовности, и поэтому имеет смысл, скажем, повременить, отстранить, заменить этого военнослужащего.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Оставляйте свои предложения по поводу следующих выпусков программы!

Гарнизон. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация