Гарнизон Духовная жизнь в армии востребована как никогда
Персоны
Как религия влияет на воинскую дисциплину? Не идут ли церковные учения вразрез с уставом? О военном духовенстве Анатолий Кузичев беседовал с начальником Управления по работе с верующими военнослужащими Борисом Лукичёвым и архимандритом Андреем Вацем в программе "Гарнизон" на радио "Вести ФМ".
Оставляйте свои предложения по поводу следующих
выпусков программы!
Кузичев:
Итак, друзья, сегодня у нас в студии ну не то чтобы людно, но больше, чем
обычно, в нашем "Гарнизоне". А именно: Борис Михайлович Лукичев -
начальник управления по работе с верующими военнослужащими Главного управления
по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации, и Андрей Вац,
отец Андрей, архимандрит, помощник командира российской военной базы в Гюмри
(это в Армени) по работе с верующими военнослужащими. Правильно я всех
представил?
Лукичев: Да.
Кузичев: Друзья, ну вот для нас это
относительное, как бы вам сказать, я не хочу обидеть никого, но все-таки вот
для меня, отдавшего три года, извините, жизни службе на флоте советском,
все-таки все это еще экзотика, "по работе с верующими
военнослужащими..." - ого, как интересно! Вот расскажите, пожалуйста, вот
сначала давайте от формальностей пойдем, по каким принципам формальным, по
каким уложениям, установкам приказам она строится, эта самая работа с
военнослужащими, с верующими. А потом мы уже перейдем непосредственно к
практике, и тут, конечно, слово отца Андрея нам будет очень и очень интересно и
полезно. Давайте начнем, так сказать, вот, повторяю, с формальных оснований.
Лукичев: Я хотел бы прежде всего сказать,
что мы ничего искусственного в армию не принесли. Дело в том, что
взаимодействие, вернее, удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих,
оно было востребовано самой жизнью. И тут можно привести ряд фактов, которые
подтверждают эту мысль.
Кузичев: Приведите, интересно.
Лукичев: Дело в том, что, во-первых,
когда наши войска выполняли задачу в горячих точках, там появлялись совершенно
добровольно, без всяких каких-то там призывов и моральной, и материальной
заинтересованности батюшки наши. И они там выполняли задачи, а именно окармляли
людей, которые в тяжелейших условиях выполняли боевые задачи.
Кузичев: Потому что это было нужно людям.
Лукичев: Это востребовано было людьми.
Кузичев: Да, понятно.
Лукичев: Это первый момент. Но второй
момент, еще более такой значимый или зримый: за последние 20 лет на территории,
подведомственной Министерству обороны, за счет средств добровольных
пожертвований и средств военнослужащих и членов их семей построено около 200
храмов, часовен, молитвенных комнат, причем порой вопреки мнению и руководства
министерства в то время.
Кузичев: Да.
Лукичев: Эти зримые предметные храмы и
часовни как раз подтверждают ту мысль, что она востребована, эта жизнь, эта
духовная жизнь в армии. Поэтому было принято решение в 2009 году президентом о
введении института военного духовенства, и Министерство обороны его начало
выполнять. Сейчас существует уже структура военного духовенства, ну войскового
и флотского духовенства, если точнее говорить, в армии и на флоте, это 252
штатных священнослужителя должно быть, и плюс 10 гражданских.
Кузичев: А сейчас сколько?
Лукичев: В настоящее время решением
министра обороны назначено 88 священнослужителей, из них два мусульманина и
один буддист. И я хотел бы здесь вот воспользоваться возможностью и сказать,
что до ноября прошлого года у нас было всего 29 священников, за три года,
прошедших после поручения президента, мы взяли всего лишь три десятка
священнослужителей: одного мусульманина и там остальные православные. А вот за
последние 10 месяцев со сменой руководства произошли радикальные изменения.
...
Кузичев: На самом деле, хоть я и говорю,
что это ужасная экзотика, но это для советских нас, так сказать, солдат,
старшин и матросов. А в свое-то время, помните, "за веру, царя и
Отечество".
Лукичев: Да, конечно.
Кузичев: И вообще в русской армии это
всегда, вернее никогда не было не то что экзотикой, это была, так сказать,
острая, всеми осознаваемая необходимость и традиция, и практика, и так далее.
Вот я хочу к отцу Андрею обратиться. Отец Андрей, а вы как пришли и собственно
куда и зачем? Я имею в виду...
Вац: Конкретизируйте, пожалуйста, свой
вопрос: куда, зачем?
Кузичев: В качестве помощника командира
российской военной базы в Гюмри.
Вац: Так сложилось. Наверное,
действительно здесь было проявление воли божьей, потому что как сотрудник
Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами я тогда еще
протоиереем Дмитрием Смирновым был направлен в Армению курировать процесс
восстановления храма на территории 102-й российской военной базы.
Кузичев: Так.
Вац: С божьей помощью мы храм
восстановили, его освятили, и туда должен был назначен священник. Но так
сложилось, что предложили мне остаться и дальше продолжать начатое дело. По
благословению Святейшего Патриарха Кирилла я, в общем-то, это дело там начал,
вернее продолжил уже осуществлять и до сего дня продолжаю.
Оставляйте свои предложения по поводу следующих выпусков программы!
Полностью слушайте в аудиоверсии.