Точка зрения Хороший чиновник - штучный товар
Персоны
О ротации чиновников. Также в выпуске: готовы ли граждане платить налоги сами? Гость Елены Щедруновой в студии радио "Вести ФМ" - Александр Починок, завкафедрой налогов и налогообложения РЭУ им Г.В. Плеханова, министр труда и социального развития в 2000-2004 гг.
Щедрунова: Всем добрый вечер! У нас в студии сегодня заведующий кафедры налогов и налогообложения Университета имени Плеханова, министр по налогам и сборам в 1999-2000 годах Александр Починок. Александр Петрович, здравствуйте! Я думаю, наши слушатели поняли, что если предыдущие встречи наши сводились к разговору о пенсионной системе, и мы вспоминали о том, что вы когда-то были министром труда и социального развития, то сегодня мы вспоминаем о том, что вы были и министром по налогам и сборам, собирали налоги и сборы. Но начнем-то мы не про это. Хотя это - заявленная тема программы.
Починок: Вы еще вспомните, что я был чиновником много лет.
Щедрунова: Чиновником, и знаете всю кухню изнутри. Поскольку заявлена эта тема была о том, готовы ли и должны ли граждане платить налоги сами, это чуть позже. А начнем мы, действительно, с информации, которая поступила сегодня благодаря российским СМИ, что сейчас в Госдуме обсуждается закон о расширении перечня служащих, подлежащих ротации, имеются в виду госслужащие. Закон, который вносит изменения в закон о государственной гражданской службе. И внесены поправки, согласно которым кадровые перестановки на госпостах нужно планировать на несколько лет вперед, причем планировать не только, кто должен уйти и когда, но и кто сменит этого человека на данном посту. Вот как вам кажется, возможно на несколько лет вперед прописать, что этот человек сейчас - делопроизводитель, а через 25 лет он - начальник департамента?
Починок: Вы знаете, есть подход американский, есть подход французский. Когда во Франции госслужащий, он знает практически свою перспективу до пенсии. Он пришел на госслужбу, он на ней работает, он карьерный чиновник. Если он ничего не нарушает, он знает, что его будут повышать, у него будет социальное страхование, защита, льготы, привилегии и так далее, и так далее. И он честно дорабатывает, но при первом нарушении, так же, как в Сингапуре, он вылетает, и следов его нет.
Американский подход. Он работал с каким-то президентом и он обязательно идёт на следующий срок, ну, максимум еще на один, уходит в бизнес, работает там, может вернуться потом, были такие прецеденты, но его именно возвращают именно тогда, когда в нем есть потребность.
Сейчас у нас пробуют посмотреть французский вариант. Его плюсы какие? Действительно, можно планировать требования и количество чиновников, потребность в них. С другой стороны, чтобы взгляд не замыливался, мы говорим: какой бы ты прекрасный ни был, но, понимаете, активно человек действует первые несколько лет, потом энтузиазм этот как-то пропадает.
Мы знаем, человек может стать олимпийским чемпионом, но второй и третий раз олимпийским чемпионом становятся уж сверх великие, это штучный товар, это уникальные люди, а нас - миллион госслужащих, и поэтому надо честно сказать: вот ты поработал в Ивановской области, потом поедешь в Вологду, потом, может быть, поедешь в Москву, потом поедешь на Северный Кавказ. А если все нормально будет, ты вот так и так будешь двигаться по карьерной лестнице. Если нет - опять извини. Возможный подход, только его надо четко реализовывать.
Полностью слушайте в аудиоверсии.