Точка зрения Оружие будущего: идеи прежде всего
Персоны
Создание современного вооружения. Гости Елены Щедруновой в студии радио "Вести ФМ": зам. главного редактора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко и главный редактор журнала Moscow Defense Brief Василий Кашин.
Щедрунова: Вице-премьер российского правительства Дмитрий Рогозин на днях дал интервью, в котором рассказал о тех задачах, которые будет решать Фонд перспективных исследований. Главная задача Фонда перспективных исследований, как мне сказали наши гости перед эфиром, - это создание современного вооружения. Но Рогозин говорил не только про вооружение, он говорил, в том числе, про какие-то вещи, которые работают и в мирной экономике. Но о Фонде перспективных исследований и об исследованиях вообще мы говорим сегодня с нашими гостями - это заместитель главного редактора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Константин, здравствуйте.
Макиенко: Добрый вечер.
Щедрунова: И главный редактор журнала Moscow Defense Brief Василий Кашин. Василий, здравствуйте.
Кашин: Добрый вечер.
Щедрунова: Начнем с чего? Начнем с той фразы, на которую я обратила внимание в интервью Рогозина, что исследования, которые проводит Фонд, не должны повторять исследования, уже проведенные за рубежом. Если честно, меня это немножечко удивило, потому что придумать что-то новенькое, конечно, здорово, и Нобелевскую премию заодно за это получить, но такое бывает очень редко. Поэтому о чем же все-таки шла речь, Василий?
Кашин: Очевидно, это немного некорректное выражение. Очевидно, что он имел в виду, что Фонд не должен заниматься исследованиями, не должен поддерживать исследования, которые идут точно по следам каких-то проектов на Западе и имитирует их. Потому что если говорить о задачах ФПИ, Фонд не предназначен именно для поддержки исследований каких-то конкретных образцов вооружения, которые должны быть произведены в обозримом будущем. Он именно специально создан для очень перспективных проектов, на очень дальнюю перспективу, которые могут войти в фазу практической реализации, возможно, через десятилетия даже.
Макиенко: То есть речь идет о том, что Фонд должен создавать условия, предпосылки для создания национального технологичного задела. У нас с этим большие проблемы, потому что мы 20 лет ехали на советском технологическом заделе. В течение 90-х и нулевых годов инвестиции в базовые технологии то, что называется технологическим заделом, практически отсутствовали. В результате сейчас просто поневоле надо создавать уже, собственно, российские новые технологический задел. И как правильно сказал Василий, речь идет действительно не о создании конкретных образцов, а речь идет о создании технологий с горизонтом разработки планирования от 10 до 20 лет.
Щедрунова: То есть все-таки речь идет о формулировании неких новых идей?
Макиенко: Идей прежде всего.
Полностью слушайте в аудиоверсии.