Интервью "Восьмёрка" – антиновогоднее и дико сегодняшнее кино
Персоны
О картине "Восьмёрка" культурный обозреватель Антон Долин беседовал с режиссёром Алексеем Учителем в эфире радио "Вести ФМ".
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. Сегодня в нашей студии дорогой гость - режиссёр Алексей Учитель. Алексей Ефимович, приветствую.
Учитель: Здравствуйте.
Долин: Я поздравляю вас и нас всех наконец-то с премьерой вашей картины "Восьмёрка". Она довольно добиралась до экранов и наконец добралась. Мировая премьера состоялась аж в начале осени в Торонто. Теперь премьера российская уже на фестивале в Омске, потом показы, как я понимаю, в Питере и в Москве. Вы довольны тем, как публика это всё смотрит? Кино не устарело за эти полгода? Что вообще произошло? Без потерь ли картина добралась от момента завершения монтажа до показа уже публике?
Учитель: Слава богу, без потерь. Никаких вырезаний или изменений не произошло. Долго добирались, потому что у меня была безумная идея выпустить эту картину под Новый год и в Новый год, поскольку там всё действие происходит как раз накануне и во время встречи 2000 года. Такое, знаете, антиновогоднее кино. Я думал, наоборот, чтобы в противовес выпустить одно кино как-то немножко другого плана. Но прокатчики думали, поэтому мы ждали. В конце концов они все-таки решили, что не надо этого делать, и вот возникла эта дата - 8 мая фильм стартует.
Долин: Мне кажется, что фильм получился (в смысле - не когда вы его делали), а фильм плюс контекст получился каким-то невероятно актуальным и дико сегодняшним. У вас нет такого чувства?
Учитель: Ну, мне многие об этом говорят. Когда я снимал, как вы понимаете, я абсолютно об этом не думал.
Долин: Ну как можно? Вы же не провидец.
Учитель: Да. Ну, не знаю, я не могу сказать, что я этому радуюсь.
Долин: Это конечно. Но что мы видим, если взять такую простую вещь как сюжет, и не углубляться в какие-то другие смыслы, контексты? Мы видим девушку, которая разрывается между бандитом и омоновцем по совершенно иррациональным причинам. Сердце у нее к нему лежит, выбирает она все-таки омоновца, а не бандита. Хотя это может грозить ей многими нехорошими приключениями, что, собственно, и происходит.
Учитель: Ну да.
Долин: И когда я смотрел первую сборку картины с полгода назад, возникал еще какой-то вопрос: почему? Ну, понятно, что сердцу не прикажешь, любовь зла, и всё такое. А сейчас, по-моему, даже посмотришь по сторонам - и вопроса такого не возникает.
Учитель: Нет, возникает, я так думаю, вопрос. Потому что это всё равно не важно, в какой ты форме - омоновца или нет. Любовь - такая штука, которая может поймать, скосить и ударить по голове так сильно, и это не зависит от профессиональной принадлежности, мне кажется.
Долин: Это правда. Но к разговору о любви и об иррациональном, Захар Прилепин, по прозе которого (правда, сильно переработанной сценаристом Александром Миндадзе) поставлен фильм "Восьмёрка". Он, мне кажется, интересен как писатель, в частности, тем, что, хотя у него в его книгах, как и в его голове, бурлят очень сильные эмоции, он не делает такого разделения на наших и ненаших, хороших и плохих. Он, в принципе, исследует, что это такое - русский человек. Причем русский, несмотря на то, что на него навешивают клеймо какого-то националиста. Для него русский - это просто человек, живущий на этой земле, говорящий на этом языке. И здесь, в "Восьмёрке" действие происходит в провинции. Героев-соперников зовут Бутс - это бандит, и Гера (он же Герман) - это омоновец. Так и не поймешь, кто они такие, это довольно условные персонажи. Но совершенно ясно, что это люди, порожденные нашей землей, нашей культурой, нашей цивилизацией, какая бы она ни была. И что с самого начала картины, когда мы видим, как одни дерутся с другими, совершенно непонятно, кто тут хорошие, кто - плохие, кто прав, а кто виноват. И мне кажется, так и до конца это остается подвисшим в воздухе вопросом. И никакого морализма по принципу "вот правильный путь, а вот так нельзя" в фильме нет даже близко.
Учитель: Как вы понимаете, это не просто так произошло. Это моя позиция, чтобы не делать, не делить - это плохой, это хороший, это чёрное, это белое. И поэтому, кстати, по сравнению с повестью Захара сильно изменился Бутс, главный бандит. Мне хотелось сделать его нормальным человеком, который тоже подвержен страстям.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью