Картинка

Пятый аргумент Москва не резиновая?

15 июля 2014, 17:07

Персоны

Население России за последние 20 лет сократилась со 148 миллионов до 143 миллионов человек. Численность населения Москвы возросла с 9 миллионов до 12 миллионов человек (с учетом агломерации - до 15 миллионов) В ближайшие годы, по оценкам демографов, географов и экономистов, эти негативные изменения в территориальном распределении продолжатся.

Справляется ли инфраструктура Москвы со стремительным ростом населения города? Этот и другие вопросы Владимир Аверин обсудил со слушателями радио "Вести ФМ" и экспертами.

Эксперты-участники программы:

- Дмитрий Савкин, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ;

- Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.

Аверин: Здравствуйте. Это программа "Пятый аргумент" - программа, в которой, как вы знаете, на мнение ведущего можно не ориентироваться, а принимать решения и участвовать в голосовании, исключительно исходя из собственных представлений о добре и зле, опираясь на свой интеллект, на свою интуицию.

Сегодняшняя авария, трагедия в московском метро с неизбежностью поставила более широкие вопросы. Инфраструктура огромного города не справляется с нагрузкой. Город растёт опережающими темпами. Население России сокращается, население Москвы растёт. Население Центрального федерального округа резко сокращается, население Москвы резко растёт. По самым скромным оценкам, 7 процентов населения всей России (а есть и гораздо более смелые оценки) живёт сейчас в Москве. Плотность населения в Москве - порядка 5 тысяч человек на один квадратный километр. При этом плотность такова, что она не отвечает никаким законам развития. Центр относительно разреженный, между Третьим транспортным кольцом и МКАД плотность достигает 20 тысяч человек на один квадратный километр.

Весь бизнес, вся городская жизнь, потребности людей сосредоточены в центре. Поэтому надо всё время ездить туда-сюда, в том числе и на метро. Это требует быстрого ввода новых линий, новых веток, новых вагонов. Не успевают это делать. Дорожное строительство не поспевает. Магазины уже перешли на круглосуточный режим работы совсем не потому, что разврат и пьянство, что называется, ночная жизнь в Москве. В Москве ночная жизнь для того, чтобы просто как-то купить что-то без очереди или в относительно маленькой очереди. Сдать бельё в прачечную - тоже без очереди или в относительно маленькой очереди. Москвичи привыкли жить по очереди, как-то распределяясь по времени суток.

Вывод один: действительно, городская инфраструктура не успевает за ростом населения в Москве. Отсюда возникает вопрос. Считаете ли вы, что пора вводить какие-то ограничительные меры, комплекс ограничительных мер, чтобы остановить расширение российской столицы? Сюда может быть отнесено самое простое - например, прописка, о которой давно говорят. Сюда могут быть отнесены ограничительные меры на появление новых бизнесов в Москве. Например, принять решение: больше никаких новых бизнесов в Москве нет. Никого не нанимать, запретить работодателю нанимать на работу ещё каких-то людей, если это не жители Москвы. Сюда могут быть отнесены, например, меры по переводу каких-то бизнесов или государственных структур за пределы Москвы - чем дальше, тем лучше. Я это обозначаю одним словом - комплекс ограничительных и запретительных мер на развитие московской экономики и, соответственно, московского населения.

Дмитрий Савкин:

"Развитие Москвы идёт по догоняющему сценарию".

"Понадобится 20-30 лет для создания соответствующей инфраструктуры".

"Многие госкорпорации не готовы переехать на окраины".

Алексей Мухин:

"Москва сегодня становится объектом вожделения многих".

"Запреты в России неэффективны и влекут рост коррупции".

"Нужно наладить реверсивное движение молодых специалистов".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Пятый аргумент. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация