Точка зрения Турфирмы гибнут в процессе естественного отбора
Персоны
Почему рушится турбизнес, как он работает, кто останется на нашем рынке туриндустрии. Гости студии радио "Вести ФМ": Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России, и Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств России.
Щедрунова: Всем добрый вечер! В этом часе говорим про туристический бизнес в нашей стране, потому что в июле месяце – на пике сезона – сразу 3 компании ушли с рынка. Они не объявляли себя банкротами, они заявили о приостановке своей деятельности. Компании разные, работавшие в разных сегментах туристического бизнеса, разные по масштабу своему, но, тем не менее, фактически каждый уровень туристического бизнеса представил по одной компании, которая не смогла продолжить свою работу. Будем разбираться, что произошло, уникальный случай – не уникальный. Потому что туристические компании и раньше уходили с рынка, но вот так, чтобы 3 подряд, ещё раз повторю, из разных сегментов этого рынка - такого ещё не было.
Итак, у нас в студии - исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. Майя, здравствуйте!
Ломидзе: Здравствуйте!
Щедрунова: И президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов. Андрей, здравствуйте!
Гаврилов: Добрый вечер!
Щедрунова: Я просто для слушателей поясню, хотя мы много раз в программе об этом говорили, ещё раз поясню, что туроператор – это тот, кто готовит продукт, производитель продукта.
Ломидзе: Да. Фабрика.
Щедрунова: Да, это фабрика. А турагент – это тот, кто этот продукт продаёт, что называется, в розницу. Чтобы люди понимали, что наши сегодняшние гости представляют полностью туристический бизнес. И того, кто продукты готовит, и того, кто эти продукты продаёт.
Но для начала - особенности этого сезона. Может быть, что-то с сезоном этакое в 2014 году, что аж на пике ушли сразу 3 компании, Майя?
Ломидзе: Сезон – один из сложнейших. Рынок пережил за 20 лет своего существования, больше 20 лет своего существования два кризисных сезона – это 1998 год и 2009. И ни один из этих кризисных сезонов не сравнится по сложности с тем, что было в 2014 году. Единственный общий параметр – это снижение спроса, снижение потока. Но даже здесь у нас крайне неровная картина. То есть, сложность заключается в том, что спрос неровный, нет глубины продаж, есть экономическая рецессия в стране, есть довольно сложные внешнеполитические обстоятельства, которые, безусловно, на туризм влияют. Туризм – очень уязвимая отрасль, и есть определённые проблемы в банковской сфере, которые также не могли не отразиться на туризме. Но когда я говорю, что сезон неровный, это означает, что, например, Турция пользуется повышенным спросом, внутрироссийский продукт пользуется беспрецедентно повышенным спросом - плюс 25% по сравнению с прошлым годом. При этом Европа падает…
Щедрунова: В спросе.
Ломидзе: В спросе, да. И всё это на фоне жесточайшей – не на жизнь, а на смерть – конкуренции в туристическом бизнесе на всех уровнях.
Щедрунова: Андрей, как это видят турагенты - то, что происходит там, у тех, кто делает продукт?
Гаврилов: Прежде всего мне хотелось бы подтвердить слова Майи.
Но у нас картина - общая, скажем так, по всему рынку. Мы не делим по операторам,
мы просто смотрели буквально на днях картину общую. И вот если не разбивать на
сегменты, как сделала Майя, то есть, внутренний туризм, Европу, Турцию, то по нашим
графикам получается, что спрос в этом сезоне - он всё-таки
остаётся высоким и стабильным.
ИЗ ПРОГРАММЫ:
Майя Ломидзе
"Ни один из кризисных сезонов - в 1998 и 2009 годах - не сравнится с сезоном-2014!"
"Компании "Нева" стало сложно конкурировать с более крупными операторами".
Андрей Гаврилов
"В целом по всем направлениям спрос на туры остаётся высоким и стабильным".
"Вопрос о страховании каждой путёвки - он не нов. Он обсуждается с 2007 года. Но: тут вопрос взаимоотношения турагентства и страховщика".
Полностью слушайте в аудиоверсии.