Пятый аргумент Покупателям автомобилей нужен стимул
Персоны
Автомобильный рынок является довольно точным индикатором состояния дел в промышленности. Все, кто заинтересован в расширении рынка, - и государство, и производители - должны реагировать на ситуацию и уделять внимание развитию данной сферы даже в условиях сложного экономического состояния, подчеркнул во вторник председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Какими способами государство может реагировать? Кого поддерживать - производителя или покупателей? Эти вопрос Владимир Аверин обсуждает со слушателями радио "Вести ФМ" и экспертами: первым зампредом комитета Госдумы по промышленности, первым вице-президентом Союза машиностроителей России Владимиром Гутеневым и заместителем главного редактора журнала "За рулем" Вячеславом Субботиным.
Аверин: Тему нашего сегодняшнего разговора подсказал премьер-министр российский, председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Он сегодня встречался с генеральным директором ОАО "КамАЗ" Сергеем Когогиным и размышлял о судьбах отечественного автопрома, и ситуации на рынке. Вот что он сказал: "Ситуация на рынке непростая, мы будем думать, как стимулировать этот рынок с разных сторон. Вообще, автомобильный рынок, рынок грузового транспорта является довольно точным индикатором состояния дел. Понятно, что тенденция не очень простая. Все мы, кто заинтересован в расширении рынка - и государство, и производители должны реагировать и уделять внимание", - подчеркнул премьер.
Действительно, ситуация не простая. По официальным данным Росстата, производство грузовых автомобилей в январе - апреле сократилось на 21,6 процента по сравнению только с прошлым годом. Надо сказать, что Сергей Когогин на встрече с премьером гораздо оптимистичнее оценил этот спад - всего 18-20 процентов, но вот Росстат говорит - 21,6 процента. Видимо, руководитель КАМАЗа решил не расстраивать премьера таким образом. Кроме того, в течение 4-х месяцев нынешнего года выпуск легковушек сократился на 3 процента. Меньше стали выпускать грузовых автомобилей на 23 процента. И почему-то еще за первые четыре месяца гораздо значительнее упал объем выпуска грузовиков, говорит тот же Росстат, называя цифру аж 28 процентов. Вот это соединение грузовых авто и грузовиков, видимо, дает какой-то свой интерес. В общем, падают продажи легковых автомобилей, падает производство грузовых и легковых автомобилей, падает импорт в конце концов.
Что делать в этой ситуации? Есть разные пути. Вот, премьер-министр говорит: я соберу коллег после отпусков и по линии Минпрома и Минэкономразвития для того, чтобы понять, как стимулировать этот рынок с разных сторон. Совещание еще не собрано, коллеги еще в отпусках, у нас с вами есть простор для деятельности. Мы с вами сами можем подумать: а каким образом, действительно, стимулировать развитие автомобильного рынка в нашей стране? И здесь есть разные подходы, как вы знаете. С одной стороны, можно поддерживать производителя. И сегодня одно из таких решений было принято. Премьер сообщил, что подписал распоряжение о государственных гарантиях на сумму до 35 миллиардов рублей на инвестиционные проекты "КамАЗа". С другой стороны, можно поддерживать покупателя. И здесь первое, что приходит в голову - недавняя программа обмена старого автомобиля на новый для индивидуальных пользователей. Можно поддерживать кредитные ставки для покупателей автомобиля. В общем, два принципиально разных подхода есть.
Гутенев: "Наш автопроизводитель находится в более жестких условиях, чем зарубежный - у нас жесткие кредитные условия".
Субботин: "В российских условиях прежде всего нужно не прямое поощрение производителей, а финансовые инструменты, которые позволяют подогревать рынок и помогают автомобилистам покупать автомобили".
Полностью слушайте в аудиоверсии.