Точка зрения Гонконг – жемчужина китайской короны

3 октября 2014, 20:07

Персоны

Политическая ситуация в Китае, Гонконге. Гости радио "Вести ФМ": Андрей Островский, замдиректора Института Дальнего Востока РАН и политолог Павел Святенков.

Быстров: Сегодня мы будем обсуждать ситуацию в Гонконге, где уже достаточно давно продолжаются беспорядки. Почему они возникли? К чему могут привести? Об этом будем говорить. Давайте сначала напомним нашим радиослушателям, что такое Гонконг. Насколько он стоит особняком в Китае? В чём его сходство и различие с материковой частью страны?

Островский: Я хочу сказать, что Гонконг до 1997 года был британской колонией. Британской колонией он стал в 1897, когда Великобритания купила остров Виктория и прилегающую к нему территорию, и назвала это Гонконгом. То есть территория была сдана в аренду на 100 лет. В 1984 году во время визита в Китайскую Народную Республику Маргарет Тэтчер прошли переговоры с Ден Сяопином. В результате переговоров было принято решение, подписан договор о том, что к 1997 году Гонконг будет возвращён Китайской Народной Республике, что и произошло.

Быстров: На определённых условиях, которые действуют до 2047 года.

Островский: Да. Была достигнута договорённость о том, что будет одна страна - две системы. То есть Гонконг является частью Китайской Народной Республики, но там будут действовать свои порядки, отличные от КНР.

Быстров: В чём главное отличие системы в Гонконге от системы в Китае?

Островский: Главное отличие системы в Гонконге от системы в Китае - это, политическая система. Система в Китае - коммунистическая партия Китая - руководящая и направляющая сила китайского общества. В Гонконге это, естественно, не совсем так. Там администрация Гонконга, которая выбирается по представлению из Пекина, из тех людей, которых выбирает Пекин. Лян Чжэньин, который возглавляет администрацию в Гонконге, как раз был рекомендован на эту должность. И сегодня основное требование этой протестующей молодежи - убрать Лян Чжэньина, вообще заменить всю администрацию, чтобы были выборы прямым голосованием.

Быстров: К протесту мы сейчас перейдём. А что касается экономики Китая... Есть много мнений, кто кого к себе присоединил: либо Гонконг к Китаю, либо Китай к Гонконгу?

Островский: Безусловно, по всем параметрам, конечно, Китай присоединил к себе Гонконг. Но здесь есть один нюанс. Гонконг играет очень важную роль в развитии китайской экономки и, самое главное, во внешнеэкономических связях.

Быстров: И сейчас мы переходим к тому, что происходит в Гонконге в последние недели. Продолжаются беспорядки, которые возникли, как уже правильно сказал наш уважаемый гость Андрей Владимирович, из-за выборов. То есть жители Гонконга захотели сами напрямую выбирать своего руководителя, а не через коллегию выборщиков. Коллегия выборщиков назначается тоже из Китая.

Святенков: Она выбирается по очень сложной схеме. Я вчера смотрел. Там есть представители корпорации, там есть представители специальных округов.

Быстров: Они согласованы с Китаем?

Островский: Не совсем согласованы. Это где-то 2-3 этапа, довольно сложно.

Святенков: Короче говоря, исторически Гонконг всегда был колонией. Сначала он был британской колонией, и там никакой демократии не было. Правда, последний губернатор Гонконга, который был назначен из Лондона, пытался ввести демократию, но у него этого не получилось просто потому, что китайцы ему сказали: "Извините, товарищ, а где вы были предшествующие 99 лет". 99 лет потому, что часть территории Гонконга была арендована на этот срок. Почему возник вопрос, что Британия должна отдать Гонконг? Там часть территории была на вечные времена отдана, а новая территория - на 100 лет. И китайцы в тот момент спросили: "А где вы с вашей демократией были предыдущие 99 лет?". Потому что там просто назначался губернатор, и при нём существовало назначаемое им правительство. Никакая демократия в Гонконге и не ночевала. Поэтому когда Гонконг перешёл под власть Китая и получил название Сянган...

Островский: Он и раньше был Сянганом. Сянган в переводе на русский означает "душистый порт".

Святенков: Отличное название. Соответственно, когда китайцы получили Гонконг, они, по сути, сохранили его статус как колонии. Считается, что Гонконг вернулся к Китаю, в состав Китая... Он не вошёл в состав Китая. Он сохранил свою валютную систему - гонконгский доллар, он сохранил свою правовую систему. Она англосакская, а вовсе не китайская. Он сохранил все те институты, которые остались от британцев и которые обеспечили Гонконгу процветание и статус крупнейшего торгового центра Юго-Восточной Азии.

ИЗ ПРОГРАММЫ

Андрей Островский:

"Гонконг играет важную роль в развитии экономики Китая".

"Гонконг - офшор для Китая".

"Гонконг всегда был воротами торговли Китая с миром".

"Гонконг всегда развивался по своему сценарию".

"Гонконг - болевая точка Китая".

"Китай развивается очень быстро и скоро обгонит Америку".

Павел Святенков:

"Исторически Гонконг всегда был колонией".

"Демократия в Гонконге никогда не ночевала".

"Запад использует Гонконг, чтобы надавить на Китай".

"Западу не выгодна революция в Китае".

"Гонконг - символ будущего Китая".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Точка зрения. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация