Точка зрения Точка зрения: жизнь под санкциями
Персоны
Российская экономика, 2 месяца санкций, соотношение рубль/доллар/евро. Гости радио "Вести ФМ": независимый эксперт в сфере финансов и экономики Дмитрий Мирошниченко и Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций.
Щедрунова: Сегодня будем подводить итоги нескольких месяцев жизни под санкциями. Причем как под санкциями, которые введены в отношении нашей страны, так и жизни с санкциями, которые Россия ввела в отношении нескольких западных стран. У нас в студии независимый эксперт в сфере финансов и экономики Дмитрий Мирошниченко. Дмитрий, здравствуйте! Итак, Дмитрий, вы же следите за тем, что происходит в российской экономике? Я думаю, что про мировую мы тоже чуть-чуть поговорим, потому что одно с другим все-таки связано и не только санкации влияют на то, что происходит у нас в стране с экономикой. Тем не менее, ваше ощущение, что произошло. Некий итог.
Мирошниченко: Ну, санкции, безусловно, повлияли негативно.
Щедрунова: Какие санкции вы имеете в виду?
Мирошниченко: Все. Все повлияли негативно на состояние нашей экономики, хотя, честно говоря, даже и без них у нас бы состояние экономическое ухудшалось. То есть, санкции просто добавили. Скажем так, они увеличили этот угол сползания нашей экономики к рецессии. Ничего хорошего, конечно, не наблюдается в этой связи.
Щедрунова: Не кажется ли вам, что Соединенные Штаты сильны не только и не столько, а что когда ты являешься главным центром печатания денег и от тебя зависят все, тут ты можешь вообще никакой инициативы не проявлять.
Мирошниченко: Основная часть их стоимости сейчас добавляется не более дешевой рабочей силой, в США. С этой точки зрения, например, есть страны более конкурентоспособные, начиная от ??? и заканчивая Вьетнамом, например, где себестоимость производства намного ниже, чем, например, в Китае, который уже до этой планки доходит. Но основная часть - финансовая система. Где, извиняюсь, у вас находятся облигации, где вы можете обеспечить и определять в том числе стоимостные составляющие, индекс CNP показывает уникальные максимумы, которые никак не соотносятся с американской экономикой, и уж тем более, соответственно, с состоянием государственных финансов.
Щедрунова: Но, тем не менее, мы все-таки про себя.
Мирошниченко: Вот, как раз сила американской экономики заключается не в частной инициативе, это вообще к США имеет опосредованное отношение с точки зрения магистральных направлений, а с точки зрения государственной политики, которая в США проводится в вопросах НИОКР, в вопросах промышленной политики. Она системна по некоторым направлениям, в том числе в высокотехнологичных сегментах. А вот этого как раз, вот этой системности в Российской Федерации не хватает.
Полностью слушайте в аудиоверсии.