Точка зрения В России не стоит ожидать появления бензинового рынка

28 октября 2014, 20:07

Персоны

Топливный рынок России. Гости радио "Вести ФМ": Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития, и Тамара Канделаки, руководитель ГК "Инфо-ТЭК".

Щедрунова: Всем добрый вечер. В этом году рекорды бьют не только курсы валют, точнее, курс рубля по отношению евро и доллару. Рекорды бьют цены на бензин, причём оптовые цены, из-за чего, собственно, растут цены и в рознице. На фоне того, что цены на нефть падают, в головах у многих возникает вопрос: как это так может быть, что нефть дешевеет, а бензин дорожает? В этой парадоксальной ситуации мы и будем разбираться.

Как говорят специалисты, основной проблемой такого резкого роста оптовых цен на бензин стало то, что бензина в реальности просто не хватает. Его просто мало. Прежде всего это ощутили на себе владельцы независимых АЗС за Уралом, в Сибири. У них зачастую нечего было продавать, потому что компании, добывающие и производящие бензин, всё оставляли себе, потому что им тоже особо нечего было продавать. В итоге в Сибири чуть ли не готовились кричать "Караул! У нас нет бензина, всё сейчас встанет". И говорят о том, что первая проблема в том, что случилась авария на Ачинском НПЗ. Но это было в июне, извините. А потом планово в сентябре вывели два нефтеперерабатывающих завода – опять же там, за Уральским хребтом. Потом в Москве в конце сентября вывели на ремонт Московский НПЗ. Вот эти ремонты и эти аварии с чем связаны? У нас в таком плохом состоянии находится нефтепереработка?

Пикин: Тут надо, конечно, разделять две вещи – аварии и ремонты. Авария действительно случилась, потому что оборудование, которое эксплуатируется, имеет достаточно большой срок. Ачинский НПЗ – старый комбинат, который сейчас подвержен реновациям со стороны "Роснефти".

Щедрунова: Получается, что в него, пока аварии не было, ничего не вкладывалось?

Пикин: Что-то вкладывалось, но, видимо, не так быстро, как хотелось бы. А вторая часть – это ремонты. С ремонтами в России вообще парадокс, потому что они, как правило, затеваются тогда, когда возникает самый серьёзный спрос на нефтепродукты. Случайность это, не случайность... Но я думаю, что точно заслуживает внимания Федеральной антимонопольной службы.

Щедрунова: Почему в США за бак с мелочью – галлон четыре литра, а у нас за тот же бак – один литр?

Канделаки: У меня есть предложение, может быть, в защиту нефтяных компаний: можно включить долю налогов в цену этого бензина. У нас налоги в цене топлива намного выше, чем в Америке, в том числе.

Щедрунова: Все говорят о том, что у нас большие налоги именно заложены в цене.

Канделаки: Только что акциз подняли.

Щедрунова: Вот. Всё поднимается и всё на это списывается. Хорошо, я по-другому сформулирую вопрос. Потому что все говорят, что если в США падает цена на нефть, тут же меняется и цена на бензин, а если цена на нефть растёт, то и цена на бензин повышается. У нас отвечают: "Ну, ребята, у них основное в цене – как раз стоимость нефти, а у нас в цене основное – налоги". Вопрос: а сама нефть в цене какую долю занимает в нашем ценообразовании?

Канделаки: У нас совсем другое ценообразование. Оно считается не от нефти. И это касается не только нефтяной промышленности. У нас цены на нефть и, следовательно, на нефтепродукты привязаны к мировым ценам, ценам, которые на бирже в Америке – цены нефти, из которой делают бензин.

ИЗ ПРОГРАММЫ

Сергей Пикин:

"Нефтяники могут договориться между собой, если хотят".

"Бензин всегда стремится к доллару за литр".

"В России пока не стоит ожидать появления реального рынка бензина".

"Как разрушить монополию, если на тысячу километров – один НПЗ?".

"Европа мысли экологически".

Тамара Канделаки:

"Наше ценообразование считается не от нефти".

"В Америке очень эффективная нефтепереработка".

"Дефицит бензина в стране сейчас искусственный".

"Если год не ремонтировать НПЗ, они взрываются".

"Бензин – не экспортный товар".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Точка зрения. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация