Точка зрения Пусть должники идут к "Единой России"...
Персоны
Проблему валютной ипотеки Елена Щедрунова обсудила со своими гостями - доцентом департамента финансов НИУ ВШЭ Александром Аршавским и депутатом Госдумы, руководителем рабочей группы по разработке законопроекта по урегулированию проблемы валютных заемщиков Андреем Крутовым.
Щедрунова: Всем добрый вечер! Свершилось: мы говорим сегодня об ипотеке, в том числе об ипотеке валютной. У нас в студии - депутат Государственной Думы Андрей Крутов. Андрей Дмитриевич, здравствуйте!
Крутов: Добрый вечер!
Щедрунова: И доцент департамента финансов университета Высшая школа экономики Александр Аршавский. Александр Юрьевич, здравствуйте!
Аршавский: Добрый вечер!
Щедрунова: Для начала хотелось бы понять, какова доля заёмщиков, которые имеют ипотеку в валюте, именно номинированная от числа всех заёмщиков. Или если есть абсолютная цифра, сколько это человек, то есть кого это касается. У кого-нибудь есть такие цифры?
Крутов: Мы оценивали - 50 тысяч таких семей по России, которые имеют валютную ипотеку.
Щедрунова: А как вы делали ту оценку? Запрашивали банки?
Крутов: Мы делали эту оценку на базе данных Центрального банка Российской Федерации. Коллега Эльвира Набиуллина, выступая у нас в Думе, сказала, что 3% от кредитов - правда, применила фразу "всего 3% от кредитов - это валютные кредиты". Так вот, я тогда посмотрел данные АИЖК по выданным кредитам в целом по России: с 2008 года выдано 4,7 миллиона кредитов. Грубо, 5 - за более длительный промежуток, потому что ипотека у нас с начала 2000-х работает.
Щедрунова: Это получается вообще 1% тогда, 50 тысяч.
Крутов: Да, в том-то и дело. Если применить её 3%, то это будет 150 тысяч человек. Я, конечно, Эльвире Сахипзадовне в этом смысле доверяю, давайте увеличим эту оценку.
Щедрунова: Это, что называется, те люди, которые действительно находятся сейчас в очень сложной ситуации. Второй вопрос касается банков. Можете ли вы оценить долю доходов банков именно от валютной ипотеки? То есть насколько для банков закрытие валютной ипотеки - это такой серьёзный ущерб?
Крутов: Мы когда свой законопроект о реструктуризации готовили, мы оценили объём потенциальных потерь в 20 миллиардов рублей. Это - крайне небольшая сумма в масштабах банковской системы. Объём ипотеки, связанный с конвертацией. Тут не идёт речь о том, чтобы списать эти долги. Мы хотим предложить людям спокойно платить, но по приемлемым курсам.
Аршавский: У меня, к сожалению, нет данных, начиная с 2006 года, и, конечно, я полностью согласен с Андреем, что это - проблема первого десятилетия. Потому что по моим данным, которые я сегодня взял с сайта ИЖК, начиная с 2010 года по ноябрь 2014 года, было выдано всего 10390 ипотечных кредитов. В валюте.
Щедрунова: Это вообще капля в море.
Аршавский: При том, что в рублях было выдано 3 миллиона кредитов. То есть вот это упование на валютную ипотеку - оно уже в 2010 году пошло на нет, несмотря на имевшееся тогда укрепление рубля.
Щедрунова: Но согласитесь, вообще странно, что кто-то вот в этот период вообще брал валютную ипотеку. В 2009 году они спали, в летаргическом сне находились?
Аршавский: У меня, к сожалению, нет данных 2009 года.
Щедрунова: Что после 2009 года они пошли и взяли-таки валютную ипотеку.
Аршавский: В этом году тоже брали ипотеку, и валютную...
Щедрунова: Валютную?
Аршавский: В ноябре текущего года (более поздних данных нет ещё) было выдано 47 валютных кредитов. Ипотечных.
Щедрунова: Вполне возможно, эти люди просто зарплату получают в валюте, и потому им, что называется, сам бог велел брать ипотеку в валюте.
Аршавский: Всё равно... то есть кто-то остаётся.
Щедрунова: Потребность остаётся.
Аршавский: И, конечно, большая проблема, действительно, это наследие, наверное, 2005-2008 годов, когда рубль укреплялся до своего падения, и были какие-то у людей ожидания в отношении будущего своего состояния.
ИЗ ПРОГРАММЫ:
Андрей Крутов
"Я бы не стал делить людей на первый и второй сорт - одним надо помогать, а другим не надо. Помогать надо всем".
"Я лично не видел людей, которые по 5 квартир взяли в ипотеку".
"Наше ипотечное законодательство устроено так, что неплательщика, даже если у него есть несовершеннолетние дети, могут выселить на улицу".
"Ипотечные заёмщики не могут просто так выйти из игры, если им не помочь".
Александр Аршавский
"Я не думаю, что с ипотекой надо помогать всем".
"100 валютных заёмщиков - капля в море по сравнению со всем населением. Государство не виновато, что люди поверили в экономическую стабильность".
"Правительство также должно включиться - не только для того, чтобы помочь людям, но и чтобы предупредить такие ситуации в будущем".
Полностью слушайте в аудиоверсии.