Точка зрения Большой урожай для крестьян хуже, чем маленький
Персоны
Каковы перспективы развития отечественного АПК? Об этом Елена Щедрунова говорит с гендиректором центра "СовЭкон" Андреем Сизовым и членом комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию агропромышленного комплекса, директором ЗАО "Совхоз имени Ленина" Павлом Грудининым.
Щедрунова: Сегодня сменилось руководство Министерства сельского хозяйства. С помощью наших гостей попытаемся выяснить, во-первых, какое наследство получил новый министр сельского хозяйства, какие заслуги есть у нового министра в сфере сельского хозяйства, потому как новый министр до этого был губернатором, я бы сказала, сельскохозяйственного края - уж там точно с этим не поспоришь, и что нас ждет впереди. Попробуем, что называется, предсказать. Для начала все-таки такая широкая картина того, что собой представляет сельское хозяйство России, если можно, структура, начиная от самого крупного направления, я имею в виду, по вкладу в долю ВВП, которую составляет сельское хозяйство и к самому мелкому.
Сизов: Если говорить не сколько о структуре, а сколько о пирамиде, то в основе пирамиды, конечно, лежит зерно, зерновое производство. Потому что зерновое производство - это основа не только производства хлебобулочных изделий, муки, но это основа и кормопроизводства и, значит, основа для животноводства, и в общем, от того, как будет себя чувствовать, как будет дышать вот это основание всей вот этой продовольственной пирамиды зависит и состояние дел в продовольственной пирамиде в целом. Если говорить вот так коротко.
Щедрунова: У нас с этим все хорошо?
Сизхов: Я бы не сказал, что все хорошо. Если бы у нас было все хорошо и все было бы, подчеркну, предсказуемо, вот это очень важно, - то тогда бы не было бы резких неоправданных телодвижений, связанных с введением пошлины на вывоз пшеницы, что серьезно ударило по зерновому производству.
Щедрунова: Ну это вы сейчас немножко уходите в другую тему, я бы сказала. Одно дело, когда все хорошо, потому что у вас есть урожай и у вас этого урожая больше, чем достаточно, вы готовы его продавать, другое дело, когда у вас, может быть, урожай и не очень большой, но вы хотите его продать именно для того, чтобы получить деньги...
Грудинин: Во-первых, чтобы вы знали, большой урожай - это нехорошо для крестьян, а иногда даже хуже, чем просто нормальный урожай или еще маленький урожай, потому что как только большой урожай - цены падают. Но судя по тому, что Андрей Евгеньевич говорил, у нас в стране есть две вещи: первая - статистика, а другая - реальное положение дел. И поэтому аграрное сообщество большей частью ставит под сомнение вот эти бравурные выступления министра Федорова и всех остальных о том, что у нас 105 миллионов тонн вообще зерна есть. Если 105 миллионов тонн зерна есть в стране, то, скорей всего, так цены не растут на внутреннем рынке, а тут совершенно другая ситуация: цены вдруг, несмотря что рекордный урожай, выросли так, что в результате правительство вынуждено было ввести экспортную пошлину...
Полностью слушайте в аудиоверсии.