Точка зрения Ближневосточные границы уже не будут прежними
Персоны
Древняя Пальмира в руках террористов: как остановить боевиков ИГИЛ? Об этом Елена Щедрунова поговорит с директором Центра стратегической конъюнктуры Иваном Коноваловым и востоковедом, старшим научным сотрудником Центра проблем Кавказа МГИМО Ахмедом Ярлыкаповым.
Щедрунова: Сегодня будем говорить про ИГИЛ, про то, как продвигается эта организация, расширяя сферы своего влияния. Последнее сообщение. Все обратили внимание на Пальмиру и на то, как там крушат фактически остатки былой культуры и былого всемирного наследия. Это буквально исчезает на глазах. Но при этом мало кто заметил, что, как говорят те, кто это заметил, границы между Ираком и Сирией больше не существует. И мы, наверное, больше будем говорить про это. Итак, то, что больше нет реальной границы между Ираком и Сирией. Насколько это важно? Строго говоря, при тех боевых действиях, которые происходили и в Сирии, и в Ираке, никто, мне кажется, не заморачивался по поводу этой границы. Насколько это важно?
Ярлыкапов: Я думаю, что это очень важно с точки зрения понимания того, что изменилась вообще конфигурация на Ближнем Востоке, и с точки зрения того, что прежние границы, увы, не вернутся.
Щедрунова: Вы думаете, что не вернутся.
Ярлыкапов: Увы, к сожалению, нет. Я думаю, эти явления носят необратимый характер. И даже если ИГИЛ будет какими-то невероятными усилиями побеждён, всё равно границы будут в любом случае пересмотрены. Собственно говоря, проект ИГИЛ и был введён для того, чтобы не решать пока очень важный курдский вопрос, во-первых. И он сыграл очень важную роль в том, что и Соединённые Штаты Америки, и другие западные страны неофициально поддержали проект ИГИЛ. Потом - очень серьёзные шиитско-суннитские противоречия. Сейчас практически идёт шиитско-суннитская война. И это всё говорит о том, что Иран не вернётся в прежние границы, то есть будет постоянное деление между суннитами и шиитами.
Щедрунова: Иван, вы согласны?
Коновалов: Безусловно. Я бы ещё сюда добавил, скажем так, проблему Йемена и Саудовской Аравии. В общем контексте, конечно, сейчас это выглядит так, что, во-первых, широкое шиитско-суннитское противостояние. А если в конкретных государствах - то это противостояние, с одной стороны, Саудовской Аравии, которую поддерживают Соединённые Штаты, но поддерживают не слишком явно. И саудиты всячески пытаются донести до Вашингтона, что поддержка должна быть другого рода. С другой стороны, Иран... Поскольку, например, в Ираке 60 процентов населения - это шииты. И я бы сюда добавил ещё такую проблему, что шииты-то, хотя и составляют большинство населения Ирака, при этом не имеют большого опыта государственности, потому что, собственно говоря, всегда управляли сунниты. Здесь всё накладывается одно на другое. И естественно, что пересмотр границ в контексте большого Ближнего Востока неизбежен.
Полностью слушайте в аудиоверсии.