Точка зрения Армянским властям нужно найти баланс между твердостью и гибкостью
Персоны
Весь мир как на ладони: об актуальных событиях отечественной и зарубежной политики Сергей Корнеевский и Ольга Подолян говорят с экспертом-политологом Фёдором Лукьяновым.
Корнеевский: Фёдор Александрович, начнём с Армении. Там всё ещё продолжаются беспорядки, и многие в этом увидели руку американского Госдепа. Она там есть, как вы считаете?
Лукьянов: Ну, я думаю, что пока там не руки Госдепа, а есть всё те же самые руки кривые, которые руководят странами, экономиками на постсоветском пространстве в очень многих странах, и нерешение существенных вопросов, существенных проблем социально-экономических вовремя оно приводит к тому, что возникают вот такие эксцессы. Руки Госдепа появляются в большинстве случаев, ну, бывают исключения, когда там уж очень какие-то важные территории, но если нет, то руки Госдепа появляются уже дальше, когда ситуация выходит из-под контроля, когда начинается уже реальное расшатывание государственной конструкции. Ну, тут уже, что называется, грех руки не протянуть. Поэтому всё возможно. Тем более что сейчас вообще всё очень обострилось, и если раньше игру, так называемую, с нулевой суммой как-то камуфлировали, отрицали, по крайней мере, на словах, то сейчас, по-моему, уже совершенно не стесняются. И если в Армении ситуация будет дальше накаляться, и власти не найдут правильного баланса между твёрдостью и гибкостью, там может быть всё, что угодно. Сейчас, мне кажется, пока всё-таки это всплеск, который вполне можно купировать.
Подолян: То есть пока это такой социальный протест в чистом виде, но если его не удастся погасить, он может уйти в политическое русло.
Лукьянов: Это вообще сейчас правило любой страны, хоть постсоветской, хоть африканской, да любой. По всему миру. Хоть Гонконг. Как только появляется какая-то внутренняя причина, как правило, объективно возникшая в результате каких-то ошибок или трудной ситуации, сложной, начинается резонанс. Вот это вот внешнее влияние иногда даже, ну, на первом этапе спонтанное, инстинктивное, без какой-то цели конкретной, но он тут же появляется, потому что мир сейчас прозрачный и взаимопроникающий, то есть грань между внутренним и внешним она вообще стёрлась очень сильно. Истончилась, как минимум. И там просто начинается вот этот резонанс, когда одно другое подхлёстывает, ну, а там уж дальше всегда находятся те, кому выгодно повернуть его в ту или иную сторону.
Подолян: В данном случае эта армянская оппозиция, вообще, что она собой представляет, насколько она независима? Потому что сегодня многие говорят о том, что теперь активизировалась эта самая армянская оппозиция. Но кто эти люди?
Лукьянов: Я думаю, не надо сгущать краски. Армянская оппозиция, как и любая другая оппозиция в небольших странах, она не ориентируется даже, а апеллирует всегда к каким-то внешним силам. Это ни хорошо и ни плохо. Это факт. Страны небольшие, особенно зажатые между зонами интересов, они...
Полностью слушайте в аудиоверсии.