Картинка

От трёх до пяти Демократия по-ирански

15 октября 2015, 15:05

Персоны

В свете совместной операции России и Ирана против террористов Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский обсуждают историю и политическое устройство этой страны в эфире "Вестей ФМ" с востоковедом, профессором, специалистом по Ирану  Владимиром Сажиным.

Сатановский: И вот пришёл гость. И гость это замечателен и велик знаниями своими, а также прекрасен ликом. Слава богу, мы знакомы с ним многие годы, как и с большей частью людей, которых я привёл или надеюсь привести в программу. Владимир Игоревич Сажин - один из, наверное, наиболее компетентных знатоков Ирана в нашей стране. Понятно, что у нас знатоки всего в нашей стране выходят на радио и телевидение. У нас масса политологов, политтехнологов. Они знают всё. С тем же успехом можно говорить с астрологом Глобой, который предскажет всё куда более технично и правильным голосом. Но мы сегодня в Сирии действуем рука об руку с Ираном. Иран там, собственно говоря, "работал" на военном поле и существенно до нас. И это наш сосед по Каспию. Хотя сосед тяжёлый. У нас там разногласия по тому, сколько же всё-таки этого Каспия должно кому принадлежать. Но как раз с Казахстаном и Азербайджаном у нас позиция одна, что перекликается с тем, о чём мы говорили в прошлом часе. А с Ираном - диаметрально противоположная. А Туркменистан, как ему и положено, колеблется вместе с линией партии. Всё-таки да... При этом все твёрдо знают, что Иран - это, согласно американской прессе, теократическая диктатура. Жуткий тоталитарный, или авторитарный, или какой угодно режим, который надо свергать. И до последнего времени они с 1979 года с исламской революцией свергали, свергали, свергали. А теперь понятно, что свергнуть его почему-то не удаётся. Было подписано вот соглашение с Ираном. К нему резко развернулись. Вот у него нефть и газ. Сейчас русских выкинут с европейского рынка, а Иран там будет. Лихо желание. Но мало кто знает, как на самом деле устроен Иран. Все знают - аятолла Хомейни, а дальше... А на самом деле Иран - это государство интереснейшее. И вот здесь, Владимир Игоревич, а что оно собой представляет, с вашей глубины знаний? Потому что интересно же, а это кто? Это же действительно такая страшная теократия авторитарная, где сказал аятолла - и просто как Иосиф Виссарионович Сталин?

Сажин: Евгений Янович, спасибо вам за комплименты большое. Но понимаете, у нас востоковедение очень мощное и, я считаю, что одно из самых сильных в мире.

Сатановский: Пока.

Сажин: Пока. И поэтому есть много специалистов по Ирану, которые, конечно, знают Иран не хуже, чем я. Но, безусловно, если говорить о современном Иране, я давно им занимаюсь. И он мне интересен, самое главное. Вы правильно сказали: многие (да и не только в Америке, и не только на Западе, но у нас) считают Иран диктатурой, теократическим государством, не вкладывая в это совершенно другое понятие. А если говорить объективно, Исламская Республика Иран - это уникальное государственное объединение. Я даже не знаю, есть ли в мире что-либо подобное. И в основе его лежит так называемая система велаяте-факих (то есть правления духовного лидера). Эта идея разработана лидером исламской революции и создателем Исламской Республики Иран аятоллой Хомейни ещё до революции. И надо сказать, этот момент стал, в общем, очень серьёзным моментом противоречий между многими великими аятоллами даже в Иране. То есть аятолла Хомейни внёс свой вклад в государственную структуру Ирана. И до него, пожалуй, этого не было.

В чём заключается идея "велаяте-факих"? В том, что общественно-политическое устройство, воплощённое во власти общепризнанного справедливого богослова-правоведа, который представляет собой наивысшую инстанцию духовной шиитской авторитетности. Понимаете, в шиизме и вообще в исламе нет подобно христианству каких-то ступеней, рангов, что ли. А всё дело заключается в признании того или иного лидера общинами.

 

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация