От трёх до пяти Хазары подали славянам пример
Персоны
Откуда есть пошла земля русская? Как повлияло на нее соседство с Хазарским каганатом? О древней истории нашего государства в эфире "Вестей ФМ" рассказывает археолог Владимир Петрухин, ведущие Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
Сатановский: Я надеюсь, мы поговорим и о первых веках Средневековья российского, которое у нас называют почему-то Древней Русью, и о том, как становилось на ноги то государство Рюриковичей, которое, мы полагаем вполне искренне, основой сегодняшней государственности, хотя там много чего было вокруг, и тут еще большой вопрос, чем оно было. И о том, что происходило с викингами, теми самыми скандинавами, которые когда-то для академика Рыбакова, возглавлявшего соответствующее направление Академии наук, были просто врагами страшными и не случайно говорили, что деятельность его пошла под лозунгом "Бей варягов, спасай Россию!". А сегодня давайте поговорим немножко о хазарах. Ну, так получилось, что хазарский каганат ведь действительно существовал, и когда мы вечные песни про неразумных хазар говорим, мы же мало на самом деле знаем, что это такое. Когда-то в начале двухтысячных годов, когда пришли археологи и была идея, раскапывать Самосдельское городище в дельте Волги, и командовал всем этим процессом ровнехонько академик Петрухин. Человек, который уговорил меня, - а ему уговорить меня легко, там два слова было, - вместе с Ириной Аркадьевной Оржанцевой заняться этим вопросом. Тогда же первый, по-моему, открытый лист выдали не на хазар, а на татаро-монгольское иго, потому что тогда был тонкий слой археологический, когда сверху была ордынская эпоха, и вот на ордынцев можно было... А по-моему, со сталинских времен не выдавали на хазар совсем ничего. Как-то у него плохая получилась история Руси с хазарским каганатом. А что сегодня на самом деле? Ведь накопали за эти 15 лет много чего. Володя, что там на самом деле сегодня известно из того, что накопано? На Тамани, в низовьях Волги, много где еще, на Дону и Донце, где Флеров копал? Ну, история ведь у России оказалась в огромной части на большом куске ее территории и ключевая.
Петрухин: Ну, конечно, археолог я теперь больше наблюдающий сверху за тем, что творится на раскопках. Уже лопатой махать тяжеловато.
Корнеевский: Но сверху лучше видно.
Петрухин: Сверху лучше видно, да, но и когда вдруг чего-то не хватает, то надо бежать, где-то добывать того, что не хватает на раскопках. В основном кричать моим студентам: "Помогите, давайте волонтеров". Вот пока эта молодая, еще не думающая о том, как бы зарабатывать деньги, энтузиастическая сила - та, которой мы питаем наши проекты. Раскопок много, экспедиций много, но все плачут, потому что ни один памятник, в том числе, хазарский не раскопан полностью. И мы, собственно говоря, так и не нашли ту столицу, которую я обещал найти Евгению Яновичу. А он-то поверил, как он нам рассказал сейчас.
Полностью слушайте в аудиоверсии.