От трёх до пяти "Настоящие люди" и киты неразрывно связаны
Персоны
О китах и эскимосах Евгений Сатановский и Сергей Корнеевкий в эфире радио "Вести ФМ" беседуют с ученым-востоковедом Михаилом Членовым.
Членов: И среди жителей Чукотки есть маленький народ, один из небольших народов. Малых народов севера России, как у нас говорят, которых называют эскимосами. А сами они называют себя словом "юпик", что значит "настоящий человек". И как я вам попытаюсь сегодня рассказать, это действительно настоящие, крепкие, замечательные люди. Но их немного. Их в России живёт где-то порядка 1700 - 1800 человек. Раньше, несколько сот лет тому назад, их было немножко побольше. Но никогда они не были многочисленны. Они могли сравниться не только с русскими и китайцами, но и, скажем, с более малочисленными народами. Где-то по максимуму их когда-то было около 5 тысяч человек.
Чем же вообще знамениты эти места и эти "настоящие люди"? Символом Чукотки вот уже несколько десятков лет является арка из двух огромных костей, врытых в землю и обращённых друг к другу. Эти кости - челюсти гренландского кита. Когда мы говорим слово "челюсть", мы обычно представляем такую скобу, как у человека, у собак.
Корнеевский: Почти у всех животных.
Членов: Да. У кита нижняя челюсть, две её части не соединены друг с другом. Это две такие огромные кости примерно длиной в среднем 4,5-5 метров. И если её врыть в землю, получится столб чуть-чуть искривлённый. Если две такие кости врыть в землю так, чтобы они друг к другу были бы обращены, получится арка. Вот эта арка - часть знаменитого и очень интересного древнего археологического памятника, который называется "Китовая аллея". И мне судьба подарила великую честь этот памятник открыть и дать ему название, чем я действительно очень горд и считаю это одним из самых выдающихся достижений своих собственных.
Но про "Китовую аллею" мы поговорим потом. А сегодня мне хотелось бы немножечко рассказать об этом маленьком народе, об этих "настоящих людях" и о китах.
Корнеевский: Они неразрывно связаны.
Членов: Они неразрывно связаны. Сейчас я вам расскажу, как и почему, и что в этом есть такого интересного. Район Берингова пролива - это наиболее древний, наиболее развитый район аборигенного китового промысла. По крайней мере 2 тысячи лет, а скорее всего, и больше, жители побережья Берингова пролива (как азиатского, так и американского) занимались тем, что они охотились на китов. Само по себе это не новость, очевидно, для большинства людей. Многие знают, что эскимосы охотятся на морских млекопитающих. Песенка была "Эскимос поймал моржу и вонзил в неё ножу глубоко". На моржей они, безусловно, тоже охотятся. Но вопрос такой. Во-первых, скажем так, зачем охотились на китов? Представьте себе - маленький сравнительно эскимос, человек и огромный колоссальный кит.
Сатановский: У меня есть подозрение, чтобы съесть. Я просто боюсь, что после новостей уже мы это выясним. Ели же.
Членов: Конечно. Но не только. Сейчас выясним, почему они охотятся на китов и как. И что такое китовый промысел, об этом тоже поговорим.
Корнеевский: Вообще, интересно, как.
Членов: Во-первых, скажу перед тем, как перейти к китам, что российские эскимосы (как я сказал, их очень немного) - это часть огромной семьи народов (огромная по территории расселения), которая заселяет всю арктическую часть американского материка и Гренландии. И сегодня всех эскимосов вместе взятых насчитывается где-то порядка 100 тысяч человек плюс-минус 10-20 тысяч. Но эскимосы - это не один народ. И чтобы понять, что это такое, я бы, скажем, сопоставил с понятием "славяне". То есть это целый ряд разных отдельных народов, каждый со своим особым языком. Близкие, но не обязательно взаимопонимаемые. Каждый со своей какой-то экологической нишей, со своим природным ресурсом, со своими нравами. Но объединённые некоторым ощущением близости и общности. То есть нельзя говорить, что просто это один единый народ.
Полностью слушайте в аудиоверсии.