От трёх до пяти Россию отодвигают на задворки ФСЭГ
Персоны
В чем отличие газового рынка от нефтяного? Какое место в ФСЭГ занимает Россия? О правилах игры рассказывает гость программы "От двух до пяти" с Евгением Сатановским и Сергеем Корнеевским на радио "Вести ФМ" - специалист по нефтегазовому рынку Эльдар Касаев.
Сатановский: Те, кто внимательно следит за сайтом Института Ближнего Востока (я не исключаю, что есть и такие люди среди наших слушателей), прекрасно знают, что Эльдар Касаев - один из лучших специалистов по газо-нефтяному рынку. На самом деле, чрезвычайно востребован в профессиональных кругах как эксперт-аналитик. Кроме того, это мало, наверное, секретов - он работал в качестве дипломата на Ближнем Востоке, в том числе в том самом эмирате Катар. Он является одним из очень и очень немногих людей, которые, вообще говоря, об этом государстве писали. Его книга об эмирате Катар - на сегодняшний момент, пожалуй, лучшее, что можно прочитать на русском языке по поводу экономики.
Корнеевский: Мне кажется, и единственная. Ничего больше я не видел.
Сатановский: Нет. Мы, конечно, издавали давным-давно некоторую вещь Владимира Александровича Исаева и Александра Оскаровича Филоника. Это была вообще первая книга на русском языке о Катаре.
Корнеевский: Но уже нет на прилавках.
Сатановский: Но это 90-е годы. Она была издана малым тиражом. Так что вот, живой и здравствующий автор работы об экономике эмирата. Притом что на сегодняшний день рынки газа и нефти - это главный источник поступления российского бюджета. И ситуация, которая складывается там, в том числе вокруг форума стран-экспортёров газа (того самого, который так часто и так неправильно называли "газовый ОПЕК").
Корнеевский: В том числе я несколько минут назад.
Сатановский: А ВСЭГ (этот Форум стран-экспортёров газа) прошёл буквально только что. Что это? Из кого он состоит? И что там сейчас происходит? И что нам во всём этом безобразии? Эльдар, вам слово.
Касаев: Форум стран-экспортёров газа, сразу начну, - это название организации. И когда мы говорим "прошёл форум" - это неправильно. Может пройти исполнительный совет Форума стран-экспортёров газа, министерская встреча форума, саммит. В этот раз прошёл саммит в Тегеране. Но это событие очень быстро утонуло, поскольку на следующий день Турция сбила наш самолёт. И уже как-то итоги саммита Форума никто не обсуждал.
Сатановский: Ну, да. Уж совсем не до того.
Касаев: Но, тем не менее, я не сторонник конспирологии, но давайте разберёмся. Может, эти события как-то связаны.
Сатановский: Интересно.
Касаев: Начнём с ранних событий. В Анталье, когда собиралась "двадцатка", наш президент Путин чётко выступил, что есть подтверждение, в том числе снимки со спутников, что "Исламское государство" (террористическая группировка, запрещённая в России и ряде государств) поставляет контрабандным путём нефть и нефтепродукты куда? Конечно же, в Турцию. Это ближайший рынок. Да, конечно, это и Иордания, и другие государства. Об этом много сказано. Но важно что? Что Турция на своей земле (а все мы знаем: Анталья - мы когда-то ездили, отдыхали - это земля турецкая) получили по носу от высшего руководителя России, с которой Турция, как мы все прекрасно помним, воевала больше всего. Что происходит дальше? Дальше в Тегеране наш президент встречается с духовным лидером, у которого власти гораздо больше, чем у президента.
Сатановский: Духовным лидером Ирана.
Касаев: Да. О чём коллеги говорят. И это надо чётко понимать, что это другая совсем специфика. И там власть принадлежит, скажем так, не президенту, как в нашем представлении, а всё-таки представителю религиозного направления. И провёл полуторачасовую встречу. О чём говорил президент? Само собой, не о газе.
Полностью слушайте в аудиоверсии.