От трёх до пяти Талмуд отрицает, что он - книга
Персоны
Тема: Талмуд и его эпоха. Гость: Аркадий Ковельман - историк, заведующий кафедрой иудаистики Института стран Азии и Африки МГУ.
Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
Сатановский: Аркадий, когда это все было написано? Никто же этого не знает.
Ковельман: Вопрос о том, когда был написан Талмуд, он не совсем правильно поставлен.
Сатановский: Я немножко издеваюсь над ситуацией.
Ковельман: Потому что Талмуд принадлежит к так называемой Устной Торе. Тут я хотел бы сразу начать с тех самых разоблачений, с которых когда-то начинал Воланд. Обычное представление об иудаизме состоит в том, что иудаизм – это ветхозаветная религия. Вот есть Ветхий Завет, за которым следует Новый, и евреи до сих пор только этот Ветхий Завет и признают и вокруг него пляшут.
На самом деле все не совсем так. Во-первых, в иудаизме нет Ветхого Завета; в иудаизме есть Письменная Тора, вариантом которой является христианский Ветхий Завет. Они не совсем совпадают по составу книг, не совпадают по структуре, но, по крайне мере, это примерно один и тот же текст. Так вот, там, где у христиан на фундаменте Ветхого Завета есть Новый Завет, и христианство толкует Ветхий Завет через Новый Завет, там у евреев существует на фундаменте Письменной Торы так называемая Устная Тора. Вершиной которой, собственно, является Талмуд. Это самая Устная Тора - вовсе не фольклор, не народные сказки и предания, это ученейшая, изысканнейшая литература, возникшая где-то со 2-го по 7-й века нашей эры на территории Римской провинции Палестина и на территории современного Ирака, который евреи по традиции называли Вавилон – Баволь, хотя самого Вавилона там уже не было.
Сатановский: То есть 500 с лишним лет, вообще-то говоря, создавалась.
Ковельман: Да, да, это не книга. Вообще говоря, Талмуд отрицает, что он - книга. Устная Тора отрицает, что она книга. Это - некий набор текстов, которые существовали в академиях устно, хотя при этом профессора записывали конспекты,Э и студенты тоже, но их не принято было публиковать. И это не есть, еще раз говорю, признак фольклорности, это признак, наоборот, высокой, философской риторичности. Точно так же можно отнестись к изысканной литературе философской той же эпохи греческо-римской, которая не всегда сразу писалась, а просто потом записывалась секретарями. Тот же Эпиктет никогда ничего не писал.
Вот, Талмуд – это не просто два корпуса текстов: Палестинский Талмуд, Вавилонский Талмуд. Это вдобавок еще жанр. Это жанр беседы, диалога мудрецов вокруг тех или иных тем, обозначенных в Мишнэ. А Мишнэ – это некий корпус текстов, опять-таки, известен приблизительно год его публикации, 200-й год нашей эры; это корпус законодательный. Талмуд дискутирует вокруг этого законодательного корпуса, дискутирует юридически, дискутирует и морально, словесно. В результате возникает фантастический набор самых разных литературных тем.
Полностью слушайте в аудиоверсии.