Медвежий угол Террористы повсюду ищут "попутчиков"
Персоны
Как неонацизм уживается с радикальным исламизмом? Почему в России продолжают действовать вербовщики экстремистских организаций? Можно ли делить мусульман на "правильных" и "неправильных"? Эти и другие темы Андрей Медведев, Сергей Корнеевский и Мария Фролова обсуждают в эфире "Вестей ФМ" с исламоведом, доцентом Московского государственного лингвистического
университета, исполнительным директором Правозащитного центра Всемирного
русского народного собора Романом Силантьевым.
Медведев: Интересное прочёл я интервью отца Варвары Карауловой, суть которого состоит в следующем. Что, в общем, девушка ни в чём не виновата, а просто органы безопасности, сотрудники, ну, офицеры, видимо, контрразведки, по сути, занимаются тем, что вешают на несчастного ребёнка чудовищные обвинения, лишь бы лишние звёзды заработать на погоны и лишние получить новые награды и повышения по службе. С вашей точки зрения, насколько здесь отец Карауловой объективен или не объективен? Ну, понятно, слушайте, отец - ребёнок. Дочь - он её спасает?
Силантьев: Ну, это пропагандистские ходы двух типов. "Они же дети" так называемые.
Медведев: Да-да-да, Майдан.
Силантьев: И второй - "ФСБ взрывает Россию". Очень широко применяются на Северном Кавказе, что, мол, поймали мальчика в лесу с оружием, а виноваты все, кроме мальчика. Вынудили его туда уйти проклятые менты. Вообще, у нас пионерской организации нет, поэтому он ушёл.
Медведев: Ещё иногда рассказывают, они собирали черемшу.
Силантьев: Черемшу они собирали.
Корнеевский: С автоматами.
Силантьев: И вообще он на самом деле, как говорится, никого не убил. И социальная несправедливость. А вот у вас тут коррупция, вот у вас тут Сердюкова не посадили. Чего вы наших ловите? Всё мы это слышали многократно. Ну, что тут сказать можно? Да, бывает. Такие аргументы. Я, правда, в этом ни разу не верю в случае Карауловой.
Медведев: Почему?
Силантьев: Потому что девочка у нас вообще-то фашистских взглядов придерживается, судя по её страничке "ВКонтакте". Сознательно выехала в ИГ. Взглядов своих не поменяла. Собственно, где тут видно, что она - чья-то жертва?
Медведев: То есть фашистские взгляды выражались в чём? Ведь широко принято считать, что, в общем, она была и является последователем именно радикального салафитского ислама.
Силантьев: А у нас многие теперь фашисты являются последователями радикального салафитского ислама. Ничем он не противоречит их идеям. Правда, они туда добавляют, что когда этот радикальный ислам придёт к власти во всём мире, мы, как арийцы, должны его возглавить, а не всякие там чурки. Есть такое мнение, кстати сказать. Ну, или пока будут нашими, например, попутчиками, мы все победим, а дальше уже разберёмся, кому власть достанется.
Медведев: Кстати, да. В России ведь тоже была так называемая НОРМ - "Национальная организация русских мусульман", костяк которой составляли бывшие ультраправые.
Силантьев: Они не бывшие.
Медведев: Не бывшие?
Силантьев: Нет, они вполне действующие. Те же взгляды, в сущности, излагают. Собственно, бывшие - это то, что, может, они из тех организаций, в которых они состояли, они оттуда вышли с руководящих постов. Но взгляды остались точно такие же. К этим взглядам ещё добавился этот агрессивный исламизм.
Медведев: То есть неонацизм, замешанный на салафитском исламе.
Силантьев: Да. И, собственно, последний наш герой Интернета - товарищ Землянка из города Ноябрьска - тоже...
Медведев: Это которого прозвали "Джихади-Толик"?
Силантьев: Которого прозвали "Джихади-Толик". Тоже у нас, оказывается, был скинхедом. Что для меня ничуть не удивительно.
Медведев: Ну, кстати, да. Допустим, бойцы всяких украинских националистических батальонов ("Азова" и прочих) тоже ведь очень симпатизируют, как они там пишут, братьям из ИГ.
Силантьев: Ну, да. Если игиловцы воюют с Путиным и мы воюем с Путиным, нам это естественные союзники. Если дагестанские ваххабиты воют против системы, мы (как приморские или орловские партизаны) тоже воюем против системы. Давайте объединим усилия.
Корнеевский: А настолько это серьёзный удар для исламистских ячеек - то, что Варвара Караулова не только не смогла сбежать, но её ещё и поймали, и вскрылась такая достаточно разветвлённая сеть вербовщиков? Или это не очень серьёзно?
Силантьев: Я не думаю, что это для них серьёзная проблема. На усушку и утруску, естественно...
Корнеевский: То есть это не страшный проигрыш и не большое поражение для них?
Силантьев: Да кому она по большому счёту нужна?
Корнеевский: Ну, они просто засветились. Наверное, в этом проблема.
Силантьев: Ну, а кто засветился? В принципе, и так было понятно, как вербуют. Да, влюбляют в себя. У нас и раньше таких людей ловили. И сейчас их ловят. И завтра их будут ловить. Собственно, что, она какими-то секретами владела? Была гениальным конструктором химического оружия? Знала расположение наших зенитных комплексов? Нет, обычная неумная девица некрасивая, неуспешная. В принципе, нужна была там, видимо, до кучи. Может, её бы там на кухню отправили.
Также в программе:
Как влияет на патриотизм граждан поведение отдельных российских чиновников?
Полностью слушайте в аудиоверсии.