От трёх до пяти Для лингвиста самый неприятный процесс - это языковая унификация
Персоны
Гость программы "От двух до пяти"- лингвист, кандидат филологических наук Георгий Старостин.
Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
Сатановский: А что всё-таки с этими самыми африканскими языками сегодняшняя наука видит? Потому что мы когда-то говорили о Джозефе Гринберге и его теории, об уже давно покойном американском учёном. Чего там происходит в этой самой "чёрной Африке"?
Старостин: Африка же в принципе нас очень притягивает, потому что как-никак всё человечество произошло из Африки. Если человек из Африки, то очевидно, что и язык из Африки, и в этом смысле африканский континент - он, конечно, всегда на особом положении. Хотя, может быть, не столько у лингвистов на особом положении, сколько у широкой публики. Понятно, что до Америки, скажем, люди дошли в последнюю очередь фактически, а из Африки они вышли. И мы бы ожидали, что все ключи, например, к происхождению языка как такового - они должны лежать там, в этом континенте. Но очень трудно на самом деле говорить какие-то определённые вещи, потому что мы с нашим европоцентричным взглядом думаем, что история - она в основном происходила где-то тут, в Европе, ну, в Азии, в крайнем случае, а Африка – ну, там бегали какие-то…
Корнеевский: Неизвестно кто.
Старостин: Неизвестно кто, какие-то племена, как-то там делились, размножались, ничего особенного там не происходило. На самом деле и археология, и история, и лингвистика говорят, что происходило там очень много чего. И, в частности, для лингвиста какой самый неприятный процесс в плане изучения истории – это языковая унификация. Когда один язык берёт и замещает собой все остальные. Вот, например, как индоевропейский язык когда-то уничтожил всё языковое разнообразие Европы. Поэтому мы, собственно, понять, что в этой Европе было в плане языков до прихода туда индоевропейцев, 4-5 тысяч лет тому назад, и сказать практически ничего не можем.
А в Африке, как это ни странно, на самом деле часто происходило примерно то же самое, то есть колоссальное языковое разнообразие Африки - оно регулярно унифицировалось. Ну, вот самый классический пример, который, наверное, многим известен - это языки банту. Языки группы, или семьи, банту. Когда-то это был один язык, по лингвистическим расчётам он существовал порядка четырёх, может быть, тысяч лет тому назад. Говорили на нём где-то на территории, по-видимому, современной Нигерии.
Полностью слушайте в аудиоверсии.