Картинка

От трёх до пяти Технологии и инновации: революции не будет?

26 января 2016, 16:05

Персоны

Революционные технологии: как они возникают? Стоит ли ждать каких-то новых значимых прорывов? Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" - физик Владик Аветисов.

Аветисов: Тема совершенно замечательная сегодня, действительно. Я и хотел, я настраивался поговорить о том, вообще, что такое... Честно говоря, я даже хотел бы чуть шире взять. Не конкретно там, скажем, о какой-то теме, предположим, нано-машины или молекулярные машины, это всё-таки некие специальные вещи, и я не уверен, что большинству слушателей... Имеет ли смысл погружать их в детали этого предмета. Хотя, конечно, мне это делать гораздо легче, чем говорить о каких-то общих вещах. Тем не менее, как мне кажется, есть такая совершенно замечательная тема у нас, в нашей действительности. Мы же все говорим, и на самом верху, и пониже самого верха, и пониже-пониже самого верха...

Корнеевский: То есть на всех уровнях.

Аветисов: Да. Мы же говорим об инновациях, о прорывных технологиях.

Корнеевский: Евгений Янович не любит слово "инновация", может быть, вы знаете.

Аветисов: Не буду говорить. Ну, а прорывные...

Сатановский: Нет, вам можно, в отличие от Медведева.

Аветисов: А прорывные технологии он переносит как-нибудь?

Корнеевский: Ну, мне кажется, это получше.

Сатановский: Если говорите вы, я переношу любую терминологию. Из правительства - тут тогда затруднения у меня с ними.

Аветисов: Все хотят чего-то такого, и сейчас я, может быть, и скажу, как мне кажется, почему все хотят чего-то такого. И, в общем, у всех есть какое-то такое отношение к этому, ну, вот примерно как Евгений Янович только что сказал, нано-результаты. Нанотехнологии с нанорезультатами. Это, конечно, неправильно, не надо так думать, что в этой области нет серьёзных каких-то достижений и серьёзных на самом деле результатов. Даже если мы возьмём корпорацию "Нанотех", тем не менее, там есть очень серьёзные результаты. Но я сейчас не об этом.

Сатановский: А воров сколько у них!

Аветисов: Это да. Давайте, я встану чуть в стороне...

Сатановский: Над схваткой.

Аветисов: Над этой частью, по крайней мере, схватки, потому что, ну, в общем, мне хочется говорить о существе дела, а не о том, что вокруг этого происходит. Так вот. Прежде всего, почему все хотят чего-то.

Корнеевский: Все хотят хорошо жить, мне кажется.

Аветисов: Да.

Сатановский: А по-моему, просто интересно.

Аветисов: Думаю, что нет. Думаю, что мы сейчас находимся в такой точке, что ну, как бы всё, что можно, вроде бы мы можем производить, мы уже производим. И в этом смысле глобальная промышленность она... Ведь когда развивается экономика? Когда появляются новые рынки. А когда появляются новые рынки? Когда появляется новый продукт. А на самом деле даже не продукт, а когда появляются новые отрасли промышленности. Новые отрасли промышленности, гигантские линейки продуктов, тогда одни рынки заменяют другие рынки, и начинается бурное экономическое развитие. Но кто попадает в эту струю, живёт хорошо.

Сатановский: Попасть на вершину, да.

Аветисов: Кто не попадает в эту струю, живёт хуже. Вот у меня такое ощущение, что все пытаются найти принципиально новый продукт, который можно было бы начать производить. Что такое принципиально новый продукт? Ну, пример. Вот автомобилестроение. Ну, вот изобрели паровой сначала двигатель, потом двигатель внутреннего сгорания. Паровой двигатель, как известно, просто-напросто привёл к экономической революции в Англии, и возник капитализм. Ничего себе изменения, да? А автомобиль, который возник, перевернул, вообще, породил гигантские промышленные слои и рынки вместе с этим. Ну, и так далее.

Корнеевский: Это тектонические сдвиги. Планетарного масштаба.

Аветисов: Это такие тектонические сдвиги. Вот на самом деле все хотят схватить вот что-то такое, чтобы привело не к локальному изменению - появлению гаджета какого-то там нового, я не знаю, компьютера - вместо там 150 функций, 100 функций, из которых 90% вообще не используются ни одним пользователем. Ну, и так далее. Там какой-то шикарный автомобиль... Я понимаю, что электромобили - это замечательная вещь.

Корнеевский: Но это не революция, на ваш взгляд?

Аветисов: Это не революция. Это совершенствование. Значит, вот совершенствование - да. А вот где всё-таки... Когда мы говорим "прорывные технологии", мы хотим вот чего-то революционного. Ну, вот мне было бы интересно поговорить о том, вообще, как революционное в принципе может возникать и как оно возникает.

 

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация