От трёх до пяти Евреи валят из Франции
Персоны
Израиль и ситуация на Ближнем Востоке. Гость: Зеэв Ханин, профессор отделения политических наук Университета имени Бар-Илана.
Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
Сатановский: Что творится на самом деле вокруг вас, с вашей точки зрения? Потому что я смотрю новости: Париж говорит, что ежели чего, он признает палестинское государство. Вопрос изумленный: какое, какое? И вот, что значит "если вы никак не можете войти обратно в переговоры, то мы тогда их признаем государством" - кажется бредом. Вокруг все разваливается: одно государство за другим летит в тартарары. То есть, похоже, что последнее государство, которое в арабском мире возникнет, будет немедленно признано европейцами, которые при этом теряют свою Европу на глазах. Уж та же Франция - не в лучшем положении, чем Германия. Это "мы признаем Палестину". Зачем - не понятно?! Рядом Сирия. Говорю с сирийцами - опять: ну, это все Израиль виноват! Разводишь руками. Катар - понятно. Саудовцы, турки - понятно. Израиль вам что сделал? Ну, вот, Голанские высоты. Там вообще единственный кусок у Голанских высот, где закон и порядок - это сидят израильтяне, более того, друзы с сирийскими паспортами живут на Голанах, никто не выселяет и даже не заставляют принимать израильское гражданство. Смотришь на юг: египтяне воюют на Синае вовсю, по-взрослому, по-серьезному воюют на Синае с террористами, и едва ли не главный союзник в этом - Израиль. Мир совершенно переменился.
Ханин: Мир переменился, изменились правила игры, а еще точнее - изменилась вообще игра. Вместо одной игры, вместо вот этой большой шахматной доски появилось много всяких игр; каждый играет свою игру, и с его, так сказать, кочки, вероятно, каждому кажется, что он-то знает решение проблемы.
Сатановский: Но особенно французам. Они это продемонстрировали с терактами в Париже, которые как хотели, так и проводили.
Ханин: Чистая правда. Вместе с тем надо, в общем, иметь в виду, что в ситуации - то, что называется, традиционные лидеры, с их традиционным взглядом на вещи - я говорю о традиционных не в том смысле, как употребляют антропологи, не вожди племен, а вожди племен, которые стали европейскими нациями. И одновременно с этим вроде бы учили все человечество, как правильно строить государства и как правильно строить жизнь.
Сатановский: Это они любят, особенно немцы, англичане и французы.
Ханин: Не то слово! А потом они стали учить на самом деле, что национальные государства - это вещь, которая осталась в прошлом, нужно быть постмодернистами, нужно быть многокультурными, нужно понимать и уважать чужого. Кто бы был против?
Сатановский: Но они уперлись в нас и в Израиль. Это две плохие страны. И китайцы там еще, конечно.
Ханин: Это верно. Ну, разумеется, было бы очень легко все объяснить традиционным европейским антисемитизмом. Но это было бы простое примитивное объяснение. Конечно, для них Израиль - это коллективный еврей. И вот сегодня неполиткорректно быть антисемитом, но коллективному еврею можно сказать все, что они по этому поводу думают.
Сатановский: В том числе и с еврейской улицы Бернара-Анри Леви, который запихал-таки Саркози в Ливию и много чего доброго сказал про демократию на Украине - он же вполне себе еврейский философ.
Ханин: Ну, у нас, в нашей истории, много было всяких, которые, в общем... Оставим эту тему для отдельного долгого разговора.
Сатановский: И горького плача.
Ханин: В каждой семье есть свои... И горького плача - как-нибудь выпьем, обнимемся и все обговорим на эту тему. Но вместе с тем, в данном конкретном случае, может быть, дело не заканчивается таким вот подспудным подавленным антисемитизмом, в котором люди не готовы признаться даже сами себе.
Корнеевский: Из Франции уезжают сейчас многие евреи?
Сатановский: Я бы сказал, "валят" толпой.
Ханин: Да. Четверть репатриантов-евреев, приезжающих в Израиль - это французские евреи.
Полностью слушайте в аудиоверсии.