От трёх до пяти Религии ни при чём: ненависть - метафизическое свойство человека
Персоны
Принять на веру: что объединяет христианство и ислам? Об общих чертах мировых религий Евгению Сатановскому, Сергею Корнеевскому и радиослушателям "Вестей ФМ" рассказывает историк, заведующий кафедрой иудаистики Института стран Азии и Африки МГУ Аркадий Ковельман.
Ковельман: Вот, собственно говоря, про авраамические религии, почему они авраамические? Все три религии возводят себя к Аврааму. Авраам в иудаизме - это предок евреев, ну не только евреев, но и многих других народов. По прямой линии, так как мы читаем в Библии, он него происходит Исаак - Ицхак, от которого в свою очередь происходит Иаков - Яков, а дальше уже 12 колен израильских, ну и пошло-поехало. Вот этот самый Авраам, он же у мусульман Ибрахим в Коране - и там немножко другая линия, то есть, во-первых, он является строителем как бы храма, он так же, как в иудаизме, является основателем единобожия. Но его сын, который наследует ему, уже не Иаков, а Исмаил, наследниками которого и потомками которого являются арабы и, вообще, как бы мусульмане.
Сатановский: Поставили галочку.
Ковельман: Да. Причем Исмаил, а не Ицхак, не Исаак, как в иудаизме, Исмаил приносится Авраамом - Ибрахимом в жертву. И жертвоприношение это происходит не на горе Мориа, которая впоследствии была признана горой, на которой стоял Иерусалимский храм, а находится она поблизости от Каабы, от Мекки. И хадж - паломничество, которое совершается к Мекке, - проходит мимо вот этого самого места, где предполагалось жертвоприношение уже Исмаила - Ишмаэля, а вовсе не Исаака.
Сатановский: Прерву на секунду. Заменили жертвенным агнцем все-таки или так и прирезали?
Ковельман: Все, все было заменено. Без человеческих жертвоприношений. Бог не принимает человеческих жертвоприношений при всех обстоятельствах.
Полностью слушайте в аудиоверсии.