От трёх до пяти Средневековые русичи ели много мяса
Персоны
О питании в средневековой Руси рассказала палеоантрополог, ведущий сотрудник Института археологии РАН Мария Добровольская.
Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
Добровольская: И мы, в общем-то, ждали "щи да каши – пища наша", все такое прочее.
Корнеевский: Неужели не только?
Добровольская: Совсем не только, то есть очень большая доля белковой пищи. Причем в основном это - не местная волжская рыбка, а, скорее всего, это мясо животных местного происхождения или мясомолочная диета.
Сатановский: То есть они рыбу, что ли, не ели, или ели мало?
Добровольская: Ели мало, скажем так.
Корнеевский: Костлявая, наверное, была?
Добровольская: Теперь, опять же, поскольку некоторый неожиданный результат, в общем, который, с одной стороны, оказался таким вот ставящим вопрос, с другой стороны, все-таки этот Ярославль, который достался нам, этот Кремль - это, по сути дела, воины; и это - та территория княжьего двора и прочих привилегированных частей города, которая могла быть связана, конечно, с аристократией. А то, что всякая средневековая аристократия, прежде всего, конечно, как-то специализировалась на мясе и прежде всего на мясе, и они заводят охоту.
Это вот очень странные какие-то такие в Средневековье происходили некоторые события культурно-социальные. Ведь, в принципе, еще в позднеримское время до начала сложения таких мощных средневековых структур, в общем, землей могли пользоваться так или иначе самые разные социальные категории. А вот уже, собственно, в такое развитое Средневековье большинство лесов становятся недоступными, например, для крестьянства. Там нельзя ничего делать, там нельзя охотиться, там нельзя выпасать тех же самых свинок, которые прекрасно желуди какие-нибудь ели. Это становится большим, как ни удивительно, большим таким событием, меняющим вообще структуру и хозяйства, и питания. И вот это в значительной мере увеличивает земледельческий сектор, крестьянский.
Корнеевский: То есть им нельзя в лес, они начинают осваивать то, что кроме леса.
Добровольская: Да. Ну, вот Робин Гуд, благородный Робин Гуд, который как раз, в частности, был против того, чтобы нельзя было бедному крестьянину, правда, британскому, но неважно, охотиться в лесу. Потому что это первое, что, в общем-то, приходит в голову в условиях неуверенного земледелия - пойти в лес и взять там все, что можно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.