От трёх до пяти Земля обетованная
Персоны
Как израильтянам удалось превратить пустыню в цветущий сад? Помогут ли их технологии России? Об этом Евгению Сатановскому, Сергею Корнеевскому и слушателям "Вестей ФМ" рассказывает израильский бизнесмен и общественный деятель Ури Кармиэль.
Сатановский: Так вот расскажи, откуда вы там взялись, в своём Итаве? Итав - название населённого пункта на горке.
Кармиэль: Итав - это от еврейского слова "тов" (это "хорошо"), а "итав" - это "будет хорошо". Итав - это на будущее, будет хорошо.
Корнеевский: Практически совхоз "Ленинский путь".
Кармиэль: Ну, что-то в таком виде, да.
Сатановский: А крыши у тебя почему зелёные, там, в твоём доме, черепичные?
Кармиэль: А крыши у меня зелёные, потому что у меня чуть-чуть проблема была с советской властью в своё время. Советская власть религиозным евреям здесь не давала жить по-человечески. Из-за этого всё и случилось.
Сатановский: Ну, неевреям она тоже не давала жить по-человечески. Было такое.
Кармиэль: Из-за этого, собственно говоря, из-за этой жизни такой нечеловеческой и получилось, что вначале мои родители создали кибуц на Кавказе. Из-за того, что родители создали кибуц на Кавказе вместе с израильским флагом, им пришлось немножко отсидеть за это, получить по шапке.
Сатановский: Подожди, а какие годы были?
Кармиэль: Это 60-е годы, 1962-1967 год. А в 1967 году они должны были приехать в Израиль.
Сатановский: В представлениях некоторых их бы немножко расстреляли за этот кибуц на Кавказе, правда.
Кармиэль: Ну, понимаете, тогда уже 60-е годы были, чуть-чуть лучше, чем сталинские.
Сатановский: Ну...
Корнеевский: Оттепель.
Кармиэль: Да, уже была оттепель, с одной стороны. С другой стороны, они очень боялись, как сказать, мирового резонанса. Так, им прилепили всякие статьи такие классические - "Мошенничество", то, за то. Всех, кто там были главы, конечно, посадили. По четыре года, побольше. На эти визы, которые мы должны были в 1967... Почему в 1967? В 1967 году, если вы помните, до 1967 года у нас было посольство здесь, в Москве. Даже на праздник независимости в мае 13 человек из этого кибуца были в посольстве. А потом, когда нас выкинули после Шестидневной войны из России, начали проверять, кто был, почему, откуда. И вот так они попали в этот кибуц, увидели там наш флаг, увидели так книжки на иврите, всё увидели. Конечно, они были в шоке. И весь 1967 год, вместо того, чтобы переехать в Израиль, там были суды. 1968 год.
Сатановский: Ну, не всё тебе в лесах Кавказа отсиживаться.
Кармиэль: Эх...
Сатановский: Власть добралась.
Кармиэль: Добралась, добралась. И вот 1973 год, уже после того как освободились, на те визы 1967 года, можно сказать, первая группа уехала. Мы тоже могли бы уехать, но так случилось, что у моей бабушки был паралич. А тогда родственники должны были подписать, что они не против того, чтобы уехать. Мы говорим: "Не может подписать". Ну, говорят: "Подождём, пока что-то случится". В 1978 году она умерла, и уже в России не было возможности нас держать, и отправили нас. 10 дней нам дали, чтобы мы смылись отсюда. С маленьким ребёнком, продать всё. Но мы успели. 1 апреля мы были уже в Израиле.
Сатановский: А как вы Итав основали?
Кармиэль: Как мы Итав основали? Я, конечно, был в армии, шесть с половиной лет там отбухал. Армия дала мне возможность учиться, перед армией - пришлось за это всё отвечать. И был там такой вариант - или куда-то за границу ехать, или ещё много чего. А я как-то чувствовал, что в жизни я, собственно говоря, не реализовал свою мечту. Я родился в кибуце. Всегда пели про кибуцы, мечтали о кибуцах. А я ни разу в кибуце не был...
Полностью слушайте в аудиоверсии.