От трёх до пяти Большая борьба за Иран
Персоны
Нефть бьёт ключом: что изменилось в Иране после отмены санкций? Об этом и многом другом Евгению Сатановскому, Сергею Корнеевскому и радиослушателям в эфире "Вестей ФМ" рассказывает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН профессор, специалист по Ирану Владимир Сажин.
Корнеевский:
Сегодня наша тема - безусловно, Иран. Последние новости. Судя по тому,
что происходит сейчас у соседей Ирана и у главного противника (это
Саудовская Аравия), - там страшные реформы пошли. Всё меняется. 80 лет
человеку было, министру нефти - выгнали. Да, теперь новый, молодой, 56
лет. Молодой, энергичный. Министерство нефти вообще переименовали. То
есть Саудовская Аравия встала на путь реформ. А вот Иран чувствует эту
угрозу со стороны своих - я не знаю, как сказать - политических
противников?
Сажин: Вы знаете, Иран с начала Исламской революции чувствует угрозу с различных сторон. Вот в последнее время, конечно, наиболее сильное противоречие и противостояние наблюдалось между как раз Ираном и Саудовской Аравией. Понятно, здесь не только экономическая и нефтяная конкуренция, но и, безусловно, политическая, которая базируется на расхождении в религиозных константах. Если мы говорим, например, про Иран, то мы знаем, что это шиитская страна (можно сказать, это центр мирового шиизма), то Саудовская Аравия - это суннитская страна и центр мирового суннизма.
Корнеевский: Причём какого-то такого толка.
Сажин: Ваххабитского плана. И поэтому, конечно... Но я так думаю, что именно религиозные противоречия сейчас уходят на второй план, а главное - всё-таки политическое противоречие. Поскольку каждая из этих двух стран пытается быть центром если не всего мусульманского мира, то во всяком случае - Ближнего и Среднего Востока.
Корнеевский: Мы об Иране и Саудовской Аравии, об их противостоянии.
Сатановский: Да я догадался. Было бы странным, если бы вы говорили сейчас о Зимбабве и ЮАР.
Корнеевский: Да.
Сажин: Да. Но вообще Иран сейчас - это, можно сказать, центр притяжения не только политологов, журналистов, политиков, но и бизнесменов. Вы знаете, что за последнее время (будем говорить год) в Иране произошли огромные изменения после подписания совместного плана действия, то есть решения иранской ядерной проблемы. Это привело к некоторым сдвигам во внутриполитической ситуации, с одной стороны. А с другой стороны, привлекло мировое бизнес-сообщество. Поэтому, поскольку... Я не буду повторять, Иран - это очень мощная держава, которая обладает и значительными энергоресурсами, это страна, которая находится на перекрёстке дорог.
Корнеевский: То есть очень выгодно расположена.
Сажин: Конечно, безусловно. Имеет выход и в Индийский океан с одной стороны через Персидский залив, и с другой стороны - в Каспийское море, которое через Волгу соединяется во всей Европой.
Сатановский: Вы Персию имеете в виду - страну, богатейшую ресурсами. Серёж, там не только выгодное расположение.
Сажин: Ну, конечно.
Сатановский: Там, господи... Не только минеральные, даже забудем о нефти и газе. А свинцово-цинковый концентрат...
Сажин: Безусловно.
Сатановский: ...Который в мировых масштабах там присутствует. Медь. Гигантские на самом деле возможности по целому ряду экономических направлений.
Сажин: Конечно. И надо сказать, что уровень образованности населения очень высокий.
Сатановский: Хай-тековская страна становится.
Сажин: Да. Я, по-моему, у вас же и говорил, что в Иране на тысячу человек больше студентов, чем во всём мире. Понимаете? Поэтому, конечно, и прогресс значительный во многих областях. И, конечно, это всё привлекает огромное внимание к Ирану. И можно сказать, что за Иран началась большая борьба.
Полностью слушайте в аудиоверсии.