От трёх до пяти Без правды из образовательной могилы не выбраться
Персоны
Ситуация в сфере образования: какой стала школа с момента прихода нового министра?
Гость - генеральный директор и научный редактор журнала "Эксперт" Александр Привалов.
Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
САТАНОВСКИЙ: А что сейчас творится в образовательной сфере, с вашей точки зрения, за то время, что пришла Васильева?
ПРИВАЛОВ: Видите ли, какое дело, там все идет, конечно, лучше, чем при Ливанове, потому что хуже, чем при Ливанове, некуда. Хотя, конечно, можно было бы придумать. Если бы следующий министр был бы из той же "конюшни", наверное, было бы еще хуже. Там многое идет из того, что я говорил, говорил и перестал говорить, там многое из этого делается, а многое из того, что я считал необходимым делать по-быстрому, не делается совсем.
Я начинаю думать, что, пожалуй, я был менее прав, чем госпожа Васильева. Потому что я-то полагал, и писал об этом многократно, может быть, даже здесь говорил, что из той катастрофической ямы, в которой находится наше образование, прежде всего, конечно, школы, невозможно выйти, не сказав слова правды. Невозможно выбираться из этой ямы, не сказав, что это - яма и почти уже могила. Госпожа Васильева ничего подобного не говорит, и я начинаю думать, что она права, потому что а чего, собственно, вызывать лишние истерики? Как наша публика реагирует на любые новости, например, на такие – мы примерно знаем.
САТАНОВСКИЙ: ... публика. В конце концов, министров же кто-то назначал, ставил, и эти люди - все на своих постах!
ПРИВАЛОВ: Это правда. Я начинаю думать, не только я, я же не один все это сочинял - программы того, как надо вылезать из ямы, я же сочинял, в лучшем случае, как соавтор, потому что я всегда говорил, что это должны делать профессионалы. И те профессионалы, с которыми я разговаривал, тоже считали, что начинать надо со слова правды. Вот этого не сделано. А все остальное, что, мы думали, надо делать, видимо, потихоньку делается. И это очень хорошо. И, может быть, правильно, что потихоньку, потому что вы не очень себе представляете, как взрослые люди, не имеющие прямого отношения к этой сфере, что там сейчас творится. В том, что называется "отечественная школа".
Положение, на самом деле, очень тяжелое. Школами в сколько-нибудь серьезном смысле слова, то есть не местами, куда отдают детей, как собак, на передержку и где их дрессируют для того, чтобы они заполняли нижние уровни ЕГЭ, а школами в сколько-нибудь прямом смысле слова, сейчас остаются, может быть, 1 из 7, 8, 10 отечественных школ. Все остальное – это вообще гиблые места.
САТАНОВСКИЙ: Да вы что?! Я считал, что гораздо меньше.
ПРИВАЛОВ: Нет, не меньше.
САТАНОВСКИЙ: Для меня 1 из 10 – это очень высокий показатель!
ПРИВАЛОВ: Евгений Янович, покойный анархист, князь Кропоткин, не к ночи будет помянут, породил гениальный афоризм, который я всегда любил и который каждый раз показывает, что он – правильный афоризм: "Люди – лучше учреждений".
Полностью слушайте в аудиоверсии.