Картинка

От трёх до пяти Насыщенный коктейль персидской психологии

30 августа 2016, 16:05

Персоны

Российско-иранские отношения и роль авиабазы Хамадан в них. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире "Вестей ФМ" - старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор, специалист по Ирану Владимир Сажин.

Сатановский: То у нас база Хамадан используется, то не используется. Надо сказать, все, по-моему, слегка ошалели, когда открытым текстом сказали, что мы ее используем. Как-то это очень сильно дисбалансировало американское видение Ближнего Востока. И тут же иранская политическая элита начала давать сильно противоречивые сигналы.

Сажин: Да, это, вообще, интересный вопрос. Честно говоря, я написал одну статью для сайта Института Ближнего Востока. Буквально за сутки она была опубликована до того, как это все и произошло. Честно говоря, я там утверждал и утверждаю, что, конечно, база Хамадан - это третья авиационная база ВВС Ирана - она очень приспособлена для таких вот действий, которые использовала Россия в течение шести дней и трех вылетов, если я не ошибаюсь. Так вот, у меня были сомнения в том, как это воспримут в Иране. То, что отрицательно воспримут во всем остальном мире, в этом не было никакого сомнения, но насчет Ирана у меня было сомнение определенное. Дело вот в чем, понимаете, персы - это особая нация, национальная психология персов очень оригинальная. Я бы это сравнил как бы с таким очень насыщенным коктейлем - смесь имперского величия, имеется в виду доисламский период Великой персидской империи, в которой, кстати, вот эта идеология насаждалась шахом Ирана, последним шахом Ирана, очень активно, поэтому имеет среди народа довольно хорошую базу. Плюс это особливость и избранность шиитов. Вы знаете, что шиитов всего 10% всех мусульман. Вот этот коктейль такой дает на выходе очень сложную национальную психологию. И мне кажется, что многие, которые имеют дело с Ираном, я имею в виду и американцев, и западников, и все другие, - они не понимают иногда вот этой особенности. И к тому же государственность, если уже мы переходим к некоторому другому аспекту, чисто государственному. Вы понимаете, в чем дело, что одним из первых государственных актов нового режима после Исламской революции в Иране 1979 года был акт о выходе Ирана из военно-политического блока СЕНТО. И следующим актом был разрыв всех военных, военно-технических связей с Соединенными Штатами и другими западными государствами, и изгнание из Ирана всех, всех буквально военных специалистов, советников, инструкторов и так далее. А их было там достаточно при шахе. И больше того, в конституции Ирана записано, что недопустимо присутствие военной базы иностранного государства на территории Ирана даже в мирных целях. Поэтому вопрос о базе и не стоял по большому счету.

Сатановский: Ну, они нам ее и не предоставляли.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация