От трёх до пяти Чёрные археологи потеряли страх
Персоны
Современная археология и история. Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института славяноведения РАН Владимир Петрухин.
Сатановский: Скажи мне, если не секрет, чем в обычной жизни, кроме мыслей о том, куда учёных выгонят завтра и котомки или книги на помойке ты свои найдёшь, или не найдёшь, заняты сегодня твоя команда и ты лично? Что в вашей науке творится-то?
Петрухин: Ну, в моей науке творится то, что творилось, я бы сказал, всегда, в чём мы с тобой были задействованы, пытаясь как-то выровнять эту ситуацию. Мечта у меня есть вернуться на то место на Цимлянском море, где мы с Флёровым – археологом, хазароведом из Института археологии – несколько сезонов пытались что-то такое сделать на Правобережном Цимлянском городище.
Сатановский: "Есть у меня мечта", - сказал Мартин Лютер Кинг, и его застрелили. Я вздрагиваю от этой фразы.
Петрухин: А очень может быть, что это грозит и нам, потому что посреди этого городища, недокопанного Флёровым, чёрные археологи большой раскоп заложили. Значит, они никого не боятся. Или проплатили свои раскопки, договорившись с местными властями, которые сейчас, ну, кое-как, но реагируют на прямой грабёж своей территории. В общем, на будущий год мы пытаемся собрать хоть какую-то команду и найти хоть какие-то деньги, чтобы спасти это городище, центральное для Хазарии и для истории Древней Руси тоже, потому что Саркел там превратился в город Белую Вежу, в этом самом регионе. Сейчас к чёрным археологам прибавились наши обычные проблемы, ибо собираются укреплять ползущие берега Цимлянского моря, это необходимо. Там ещё с другой стороны АЭС, между прочим, стоит, я надеюсь, что я тут не вторгаюсь в какие-то секреты. Так что если там будут двигаться все эти слои, не только культурные, но геологические, то к чему это приведёт, сказать трудно. Пока мы собираемся хоть что-то в будущем году там спасти, на этом бойком месте всей Восточной Европы, потому что это бойкое место и в хазарский период было…
Корнеевский: А что, там много разных сошлось пластов исторических?
Петрухин: Там да. Там сошлись пласты исторические эпохи сложения Хазарии и древнерусского государства. Первое упоминание самой Руси, пожалуй, напрямую связано с этим самым местом, о чём я и могу сейчас сказать, благо уже с утра я об этом говорю тележурналистам, которые приезжали в Институт славяноведения спрашивать, чего там такое было с этим первым упоминанием Руси. Вот. Но пока надо спасать, чтоб мы поняли, что там было. И это, если мы доживём до будущего года и что-то удастся сделать, то в июне придётся в жару туда ехать нам, уже не очень молодым и здоровым энтузиастам.
Корнеевский: Почему, кстати, именно летом раскопки, а не весной, когда погода поприятней?
Сатановский: Грязь!
Петрухин: Да. Довольно тяжело. Погода приятная, но если там ставить лагерь, то можно и дубу дать. Тут в степи-то.
Сатановский: Тут же копать надо! В земле!
Петрухин: Да. Так что проблем много, и раньше июня не получится. К тому же студентов хочется привлечь.
Полностью слушайте в аудиоверсии.