Картинка

От трёх до пяти Археологи не сдаются

2 ноября 2016, 16:05

Персоны

Реформа РАН и отечественная археология. Гостья Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в эфире "Вестей ФМ" - археолог, автор книги "Имперская археология" Ирина Аржанцева

Сатановский: Вот, в археологических, исторических и гуманитарных, в вашей сфере, там оно еще живо, несмотря на встречу с чиновничеством или как?

Аржанцева: Мы сопротивляемся. Вообще, хотела вам предложить, я так часто у вас бываю, я правда, люблю это, конечно, вам уже пора открывать какую-то археологическую рубрику постоянную, у вас.

Сатановский: Час археолога. А Вы думаете, Вы где выступаете, мы это так уже и называем. Иногда Петрухин приходит, Ваш добрый старый знакомый.

Аржанцева: Я бы с удовольствием его послушала бы, но не удается слушать саму себя или вообще вашу передачу крайне редко, к сожалению. Но буду теперь почаще, наверно, слушать, если такие замечательные люди выступают. Как говорится, о наболевшем, о реформе РАН и о том, что происходит в сфере археологии, гуманитарных наук. Я думаю, что не только здесь. Ну, как это? "Денег нет? Ну, вы держитесь, держитесь!"

Сатановский: Слушайте, фраза эта, она в ушах...

Аржанцева: Я думаю, в историю человек войдет только с этой фразой.

Сатановский: Да там еще успеет сказать.

Аржанцева: Еще чего-то наговорит. Но нам не привыкать, потому что археологи уже давно держатся, и все-таки не сдаются.

Сатановский: У них лопаты есть, если что.

Аржанцева: Ну, что с лопатой? Лопата иногда не помогает, понимаете, в чем дело. Те времена, когда можно было нанять десятки рабочих и сделать огромную работу, как это бывало в советские времена, опять же волей неволей мне вспоминается, что административный ресурс, конечно, необходим иногда. Сейчас уже это не работает. Я просто недавно готовила доклад, опять же связанный с хорезмской экспедицией, как говорил Козьма Прутков: специалисты подобны флюсу, это просто сейчас моя такая тема, и там в этом отразился вообще срез эпохи, и вообще как бы наши проблемы тоже. Вот я все время примеряю к этому. Конечно, было такое мощное финансирование и организация на местах, что когда я прочитала в дневниках Теленожкина, что в 37-м году он буквально работал, он говорил: я был один и 15 рабочих казахов, которые с ним работали. Я подумала: если мы сможем нанять пять или шесть рабочих на раскоп в наше время, то мы считаем, что экспедиция состоялась, потому что мы выживаем там за счет волонтеров в основном. Но сейчас очень дорого ездить в Среднюю Азию, а многие студенты и такие экспедиции замечательные как Смоленская, это классика университетская, они же выживают только за счет волонтеров и студентов.

Сатановский: У нас очень много ребят-добровольцев.

Аржанцева: Кстати, да, мы очень недооцениваем это движение. Я думаю, что оно как раз мир и спасет в то числе, и науку - волонтеры. У нас в экспедиции в этом году были волонтеры, два, правда, волонтера, но они проложили дорожку из Англии, и один был из Польши. Они были счастливы, что они добрались, и сами оплатили дорогу. В общем, они работали не за страх, а за совесть.

Сатановский: Китайцев нет пока? Их много. Если разрешить им копать.

Аржанцева: Нет, китайцев пока нет.

Корнеевский: Они трудолюбивые.

Аржанцев: Кстати, китайская археология - это что-то феноменальное. Они до сих пор держатся на этом, плюс государственная поддержка.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация