От трёх до пяти "А давайте мы покажем всем мощь русского оружия" - опасная риторика
Персоны
Гость - профессор, политолог, историк Алек Эпштейн.
Ведущие - Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
Эпштейн: Проблемы, с которыми сталкивается цивилизованное человечество сегодня - это одни те же проблемы. Когда мы смотрим географию террора... Мы все хорошо помним про 11 сентября, но давайте освежим нашу память. Это - теракты в лондонском метро в 2005 году, 70 погибших. Это - 2004 год: теракт на Центральном вокзале Мадрида, почти 200 погибших. Это - тяжелейшие взрывы многочисленные в Пакистане, в Турции, в Иордании, в Индонезии, многочисленные теракты в Израиле, взрывы и домов, и теракты на станции метро в Москве. Угрозы, перед которыми мы стоим - они, в общем, одинаковые и они общие, и это мне кажется очень важным.
Знаете, у Евгения Яновича есть много книг, он говорил о моих, я скажу о его. И одна из книг, которая вышла двумя изданиями, кажется мне лучшей на сегодняшний день популярной книгой для неспециалистов, а широких слоёв заинтересованной аудитории, которая хочет без красивых слов, а на самом деле понять, что происходит в регионе Ближнего и Среднего Востока. Это "Котёл с неприятностями". И там есть одна очень важная строчка, которая, когда я её прочёл, меня, знаете, немножко дёрнула. А потом я задумался и подумал: чёрт возьми, а ведь человек прав. Это - фраза о том, что на Ближнем и Среднем Востоке сегодня у России нет врагов. Это, мне кажется, замечательное достижение внешней политики.
Сатановский: А чем она вас дёрнула?
Эпштейн: Дёрнула, знаете... Ну, как-то трудно представить себе мировую державу, для которой в таком взрывоопасном, таком сложном "котле с неприятностями" нет ни одного государства, которое может быть позиционировано на самом деле как враждебное.
Сатановский: Потому что я имел в виду государства. Террористические организации, которые пишут: "Следующая - Россия" или "Следующая - Москва", бегают люди толпами, по Сирии, по Ираку.
Корнеевский: А Катар, простите, а Саудовская Аравия, о которых мы так много говорим?
Эпштейн: Это - не враждебные государства как государства. Факт, что министру Новаку отлично удалось со всеми ними договориться, чтобы договор о сокращении добычи нефти между этими государствами был заключён, и вместо 28 долларов за баррель, которые мы имели ровно год назад, мы имеем 55 долларов за баррель сегодня. Это - зримое достижение того, что, по важным для неё вопросам, Россия, российские представители могут договориться, в общем, со всеми. И это очень хорошо.
И тут, мне кажется, я был бы рад, если бы это стало фокусом нашей передачи. У нас часто и, знаете, достаточно часто, слушая всевозможные радио и телеэфиры, вот эта, скажем так - она не обязательно будет милитаристской, но эта риторика: "А давайте мы покажем мощь русского оружия! А давайте мы вдарим, и всем неповадно будет!"... Понимаете, это - страшно опасная риторика.
Полностью слушайте в аудиоверсии.