Авторские материалы Топливные разводилы: чем "кормят" наши машины

2 марта 2017, 16:15

Персоны

Топливный коктейль - дешево, но не полезно. По данным Росстандарта, в минувшем году каждая восьмая российская АЗС отметилась продажей некачественного топлива. В большинстве случаев это был попросту фальсификат, когда за бензин и солярку выдавалась некая их смесь с разными веществами или вообще другой вид топлива. Прибыль мошенников составляет десятки миллиардов рублей, ну а двигатели в машинах водителей, желающих сэкономить пару сотен рублей, довольно быстро выходят из строя. Чем разбавляют топливо, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Всем водителям знаком добрый совет: заправляйтесь только на приличных заправках под вывесками нефтяных компаний - они поставляют туда проверенный бензин. И если первое звено этой цепочки - НПЗ - сомнений почти не вызывает, там следят за качеством продукции, то вопросы остаются к следующим: по какому маршруту движется бензовоз и что происходит с его содержимым на остановках? И кто знает, что сливается в цистерны самих заправок в итоге? Опять же, громкий бренд на фасаде АЗС вызывает удивление, если чек там выдают от имени некоего индивидуального предпринимателя. Обмана в этом нет: продавать товар крупной компании может любой. Но дальше нет никаких гарантий, что тот же предприниматель не пожелает заработать не только с продажи топлива, но и с его разбавления. На каждой пятой заправке в стране Росстандарт выявил нарушения. И каждая восьмая грешит продажей фальсификата. 2/3 подделок, по данным исследований, приходятся на дизельное топливо. Аналитик консалтинговой компании "Верген Ойл Групп" Андрей Гордеев связывает это с тем, кто и сколько покупает солярки: 

"Скорее всего, это обусловлено тем, что двигатель - менее чувствительный, и тем, что дизтопливо используют прежде всего организации для грузоперевозок. А бензин - в личных целях, и автомобили - более чувствительны. Тем более дизельное топливо покупается в больших объемах, и нелегальные заправки часто стоят на трассах, а с бензином вряд ли так можно поступать".

Подмешивают не всё подряд, разумеется. В то же дизтопливо добавляют изрядное количество так называемой специализированной солярки. Ее недавно обложили акцизами, чтобы разбавление качественного топлива было невыгодным, но производители, по словам Андрея Гордеева, находят способы выкрутиться: 

"Может быть использовано топливо судовое. Но оно теперь облагается акцизом. До этого использовали печное топливо - и тоже был акциз введен, поскольку оно было дешевле. Но производители все равно хитрят - они делают параметры, близкие к обычному топливу дизельному, тому же судовому или печному, и называют это "подобным дизельным продуктом". По параметрам - немного за рамками техрегламента, таким образом, акцизом уже не облагается, и продукт становится дешевле. Но все равно это портит технику, поскольку там высокое содержание серы".

Самый частый вид порчи - топливные насосы высокого давления. Цена новой детали для легковых иномарок и минивэнов начинается от 50 тысяч рублей (без учета замены). Причем жертвами смесителей становятся не только те, кто хочет сэкономить рубль-два на литре заправки, но и те, кто твердо уверен: за низким ценником на АЗС кроется подвох. И заезжает только туда, где прейскурант одинаков с рынком. Но зачастую получает заглохший двигатель.

Мы позвонили по телефону одного из сайтов, где солярка оптом предлагается по 28 рублей за литр: 

Корр.: Вы солярку поставляете?

Сотрудник: Да.

Корр.: А сколько у вас тонна выходит?

Сотрудник: Какое нужно топливо?

Корр.: Для техники, где-то около 5 тонн. Территориально - юг Москвы, на МКАД. 

Сотрудник: С учетом доставки Евро-5 будет 32 рубля за литр; если Евро-3 - 29,50 за литр.

Корр.: А вот вы на сайте указываете, что 28 рублей за литр. 

Сотрудник: 28 рублей - это из Калуги самовывоз. Евро-3 - от 5 тонн.

Корр.: А судовое топливо?

Сотрудник: Ну, вот оно и есть практически. Оно технологическое идет, сейчас так называется.

Корр.: То есть это судовое, но чтобы без акциза?

Сотрудник: Да.

Корр.: Так, а тонна сколько выходит - около 32 тысяч? 

Сотрудник: Где-то около того.

Корр.: Ясно. Мы просто думали немного смешать его с другой соляркой, чтобы продать. 

Сотрудник: А, понял. Кстати, если из Калуги - там нормально в принципе. Там сера небольшая, 0,3 всего лишь. Прозрачное.

Корр.: То есть на подмешивание пойдет?

Сотрудник: Вообще идеально, да!

В Московской области самое дешевое дизтопливо сегодня стоит 35,50. То есть выгода от суррогатного литра - с учетом доставки - около 5 рублей. В столице, где солярка стоит минимум 37,50 - еще 2 рубля. Понятно, что при больших оборотах штраф за такие дела в 1 миллион рублей не сильно пугает, ведь ловят за руку далеко не всех. 

С бензином - другая история. В смесь попадают разные его сорта, 92-й льют в 95-й. Или в оба могут добавить керосин или солярку. К слову, этот трюк легко определить перед заправкой: если провести пальцем по срезу горловины пистолета и на нем останется жирный след, то вас пытаются обмануть именно таким образом.

Еще один способ - добавить ацетон. Один литр обойдется в 70 рублей. Добавка 3 литров на тонну 92-го, которая стоит 44 тысяч, кратковременно поднимает его октановое число до 95, а 5 литров - уже до 98. А тут тонна продается уже по 50 тысяч. Как правило, это происходит на трассах или в отдаленных районах - на несетевых дешевых АЗС. В общем, запах ацетона от колонки должен насторожить. Причем такой топливный "купаж" не убивает двигатель мгновенно, а водители, при постоянных заправках, резкое сокращение срока службы мотора - на треть от ресурса - списывают на колебания климата или плохие дороги.  

По прогнозам аналитиков рынка, в России в этом году будет продано 10 миллионов тонн суррогатного топлива всех видов из общего объема в 110 миллионов тонн. Доход  мошенников только лишь на разнице акцизов может превысить 40 миллиардов рублей. 

 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация