Картинка

От трёх до пяти "В лесу ислама есть сибирская березка"

19 апреля 2017, 15:07

Персоны

Как живут мусульмане в Сибири? Как развивалась их религия в этом регионе, как она распространялась? Гость Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ" - историк, этнограф, профессор Тюменского университета Александр Ярков

ЯРКОВ: Вы знаете, когда мы придумывали название нашего трехтомника "Ислам на краю света", мы исходили из того, что во времена, скажем так, распространения ислама даже в ближнем к Сибири регионе - Центральной Азии - было не известно о существовании такого феномена. Как оказалось,  что здесь, по крайней мере, со Средневековья появляются очаги исламские. Сейчас нам известен первый, условно говоря, объект XI века аж на территории Тувы, то есть туда приходили миссионеры, они же купцы, и там была фактория.

САТАНОВСКИЙ: До чингисхановских времен?

ЯРКОВ: Да-да. А потом уже распространение получил гораздо позже. Надо сразу сказать, это расхождение о том, когда появился. Появился он, может быть, по-разному, а распространился по-другому. В отличие от всего комплекса Золотой орды, где считается и дата, есть принятие ислама, ведь в Сибири эту дату назвать точно нельзя. Это был отдельный островок, который как бы входил в Золотую орду, но ислам никогда там не был господствующей религией, он не занимал этого статуса… Его исповедовала элита.

САТАНОВСКИЙ: Острожный вопрос: а что было господствующей религией, местные культы, шаманизм?

ЯРКОВ: Да, их достаточно много.

САТАНОВСКИЙ: Христианство туда зашло?

ЯРКОВ: В Южной Сибири было, присутствовало. И в этом как раз, мне кажется, и нужно рассматривать… Даже иногда мои коллеги говорят, о языческих элементах в сибирском исламе. Это не совсем правильно. Это контаминация традиционных форм исповедания, которое присуще, и то, что пришло в качестве идеологии, и вот это напластование привело к тому, что  это сибирская формация исповедание ислама, он имеет самобытность. И в то же время, как говорят, "в большом лесу ислама", где есть пальма, есть сибирская березка – это многообразие ислама. Об этом нужно говорить.

САТАНОВСКИЙ: Десятки форм ислама известны нам на планете как минимум.

ЯРКОВ: Безусловно. Я разделяю позицию тех, кто говорит, что нужно в каждом отдельном регионе изучать особенности этого ислама. На Кавказе  - сами знаете, он будет другой в Центральной России.

САТАНОВСКИЙ: Осторожный вопрос дилетанта. В Сибирь шиитский ислам зашел, иранский мир ведь был гигантским, и Центральная Азия его испытала более чем? 

ЯРКОВ: Евгений Янович, вы прибедняетесь. Я вас не назову дилетантом в этом вопросе.

САТАНОВСКИЙ: Ну, я все-таки не специалист, совершенно точно...

ЯРКОВ: Шииты пришли к нам, скажем, по одной версии – вместе с миссионерами, по крайней мере, имена позволяют говорить, что это были представители шиизма. Ну, это условно, конечно. А как таковые они появились очень плотно у нас в конце XIX  века. Ссыльнокаторжные. Даже существовали у нас на Сахалине общины и построены были мечети шиитские.

САТАНОВСКИЙ: После завоевания у Персии Дагестана, Азербайджана.

ЯРКОВ: В 1920 годы после завоевания сюда пошли, плюс Чита, Забайкалье, довольно много было, скажем так, и более того, среди них были не только каторжные. Нам известны азербайджанские офицеры, которые были в составе российской армии, исповедовали это направление ислама. Препятствий не возникало.  

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация