Авторские материалы Неправдоподобные куклы. Как манекены влияют на самооценку людей
Персоны
Неестественная худоба: параметры женских манекенов катастрофически далеки от настоящей фигуры. Соотношение роста и массы тела не соответствует даже нижней границе человеческих пропорций. Об этом сообщают ученые из Ливерпульского университета. Исследователи уверены: субтильные куклы пропагандируют нездоровую женскую худобу, приводя к голодовкам, истощению и анорексии. Так ли это, расскажет корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Матвеева.
84-65-83 при росте 180 сантиметров - таковы пропорции манекенов практически во всех женских магазинах. Параметры соответствуют размеру 40-42, или XS. И, стоя на витрине, прекрасные куклы эффектно продемонстрируют любой наряд. Однако человеческая фигура зачастую далека от идеала, и подобными параметрами обладают разве что фешен-модели, спортсменки или девушки-подростки. Хотя, по мнению исследователей из Ливерпульского университета, все намного хуже. Британские ученые уверены: габариты женских манекенов имеют пропорции с ярко выраженной нехваткой массы тела - иначе говоря, анорексией. Такие стандарты красоты якобы могут привести к постоянным голодовкам и истощению у девушек. По мнению психолога Анны Иотко, вся индустрия красоты - это маркетинг и всего лишь способ заработка.
"Если мы с вами послушаем женщин "в теле", большинство из них скажут, что на манекене одежды очень мало, потому что, по сути, он является стереотипом идеальной женской фигуры. Хотя физиологически это в принципе невозможно. Но хотим мы этого или нет, женщины будут подгонять свою фигуру под этот стереотип".
Группа специалистов изучила сетевые магазины одежды на центральных городских улицах. Однако владельцы бутиков не разрешили ученым сделать точные замеры. Поэтому те использовали визуальный метод - соотношение роста и массы тела с аналогичными фотографиями. Как показал дальнейший анализ, 100% женских манекенов не соответствуют даже нижней границе человеческих пропорций. Мужские куклы, напротив, оказались чересчур мускулистыми. Исполнительный директор дизайн-студии "Манекен" Наталья Гуртикова объясняет неестественные стандарты тем, что одежда на них сидит более эстетично.
"В магазине, как правило, продают несколько коллекций, и для того чтобы максимально выгодно использовать одну модель манекена, их делают достаточно худыми. На этих манекенах одежда смотрится более выгодно. Вообще, когда мерчандайзер визуально приступает к оформлению витрины, он создаёт легенду, которую хочет рассказать людям. Вот есть испанская компания, которая ставит дорогие манекены в расслабленных позах, одетые в одежду для отдыха. История передается посетителям ТЦ, витрина их вовлекает в свое пространство, и им хочется быть причастными к этому отдыху".
В индустрии высокой моды коллекции одежды - действительно только для стройных. Однако в большинстве магазинов доступных европейских и американских марок - широкий размерный ряд. К тому же существуют модели свободного кроя, так называемые oversize. Для совсем тучных граждан есть свои отделы plus size, в которых стоят и соответствующие манекены. По мнению дизайнера Юлии Далакян, стройные манекенщицы и манекены - не эталон, а схематичный образ. И дифференциация на толстых и тонких психологически унижает людей намного больше, чем худая кукла в витрине.
"В магазинах X-size пытаются подать в натуральную величину, там огроменные бесформенными манекены, и еще более бесформенно на них сидит эта вещь. Потому что в жизни, когда человек в динамике, он гораздо привлекательнее выглядит, чем вот эта тряпка, которая сидит на широченном манекене. Человек просто должен быть чуть-чуть самокритичнее и реально понимать, что ему подойдет, а что нет".
В последнее время манекены являются не только средством демонстрации одежды, но и произведением искусства. Над их созданием трудятся целые команды из дизайнеров и скульпторов. Они бывают стилизованными, абстрактными, реалистичными и деревянно-портновскими с шарнирными руками. Примерная стоимость качественной куклы ручной работы - от 30 000 до 60 000 рублей. Самые популярный цвет - белый. Яркие манекены, выкрашенные под металлик или золото, в основном используют в меховых магазинах. По правилам мерчандайзинга оборудование для витрин нужно менять каждый год, однако происходит это гораздо реже. Одна и та же кукла может простоять и до 10 лет, хотя при правильной эксплуатации манекен прослужит гораздо дольше. К нему продаются отдельные запчасти, поэтому сломанную руку или ногу легко и дешево заменить. Раз в 2-3 года проходят международные выставки и представляются новые коллекции кукол, которые имеют больше 20 разных поз, рассказывает исполнительный директор дизайн-студии "Манекен" Наталья Гуртикова.
"Можно индивидуально создать брендовый манекен. Здесь уже дизайнеры и скульпторы полностью разрабатывают коллекцию под бренд и продают эти манекены только конкретному бренду. До сих пор некоторые дорогие бренды заказывают для себя манекены без головы, чтобы не отвлекать внимание от одежды. Если манекен с головой, если у него слишком яркий или слишком бледный макияж, например, или тип лица не соответствует, владельцы магазинов боятся, что это будет отпугивать клиентов".
Проблема излишней худобы манекенщиц и манекенов обсуждается давно. Однако исследование Ливерпульского университета пришлось вполне кстати. На днях в Британии разгорелся скандал с магазином молодежной одежды. Одна из женщин опубликовала пост в соцсети, в котором утверждала, что манекены у данного бренда неправдоподобно худые. Таким образом у ее дочери и молодых людей якобы развиваются комплексы несоответствия. Запись собрала сотни "лайков" и нашла сочувствие у многих британских родителей. После чего компания переделала витрину.