Интервью Современные родители понимают, что их ребёнок - личность
Персоны
В День защиты детей говорм об их проблемах в эфире "Вестей ФМ" с детским и подростковым психологом, членом Профессиональной психотерапевтической лиги Верой Сиротюк и руководителем рабочей группы коллегии адвокатов "Малов и партнёры" Светланой Модестовой-Хорст.
СИРОТЮК: Я практикую как детский психолог с 2006 года. С детьми работаю на 5 лет раньше. И я поймала себя на мысли, что сейчас, вот за это время, родители идут совсем с другими запросами. Сейчас уже не приходится говорить о том, что у ребенка есть душа, что ребенок понимает, что...
АВЕРИН: Что он - личность.
СИРОТЮК: Что он личность, что он что-то понимает, что-то хочет, его что-то тревожит. И меня это очень радует. То есть вот такое осознанное родительство. Да, есть разные какие-то перекосы, есть разные проблемы, но все-таки то, с чем я сталкивалась после института, когда приходилось объяснять какие-то банальные вещи, и родители удивлялись, то сейчас и на уровне семьи, и на уровне общества и государства все-таки мы признаем, что ребенок имеет право голоса, имеет право на свое какое-то мнение отличное от того, которое есть у учителя, которое есть у мамы или у папы. И я думаю, что это такой большой ресурс.
АВЕРИН: Что он ценность не потому, что он потом будет ценным, а потому, что он ценность уже сейчас какая-то самостоятельная.
СИРОТЮК: Конечно. Но здесь же опять очень как-то откликается ваше утверждение: чего мы хотим от детства, чего мы хотим увидеть, какие отношения мы хотим с ребенком. И это один из любимых моих вопросов, которые я задаю родителям, когда они приходят на консультации: что вы хотите, каких отношений вы хотите со своим ребенком. Вы хотите послушного, который будет выполнять любое ваше приказание и как-то слушаться, да, хорошо, мамочка, либо все-таки вы хотите творческого человека, который, может быть, будет нестандартный, где-то не очень удобный, где-то нужно будет с ним идти на какой-то компромисс…
АВЕРИН: Кто-то сознает вот эту ценность ребенка и хочет выстраивать с ним свои отношения, кто-то не очень, кто-то хочет в ясли с полутора лет, и все, а дальше пусть государство растит. И тогда государство встает перед необходимостью выбрать набор инструментов, а набор инструментов у государства - это законодательство. Законодательство или те или иные деньги, которые все равно по закону государство может кому-то давать, кому-то не давать в тех или иных объемах давать. Вот если мы говорим про сегодняшнее законодательство, которые касается детей, детства и семьи, есть какие-то очевидные вот лакуны, которые требуют своего заполнения или, если говорить о букве закона, то как раз вот в этом смысле государство систему выстроило, а проблемы, которые возникают, это проблемы уже правоприменения, которые зависят от конкретных людей, которые занимают должности: либо инспектора в опеке, или судьи, или полицейского, тех, кто так или иначе причастен к государственным отношениям с ребенком.
* * *
МОЖЕСТОВА-ХОРСТ: Всех с праздником поздравляю, воспользовавшись случаем, все-таки праздник сегодня. Я считаю, что никаких дополнений, корректировок не требуется. Закон прописан прекрасно, все нынче создано для детей. Вот зачастую сравниваешь детство своего собственного ребенка и свое, и всегда по аналогии проводишь параллель, что у нас не было того, что у нас не было этого. Сейчас они живут в эпоху технического прогресса, они вооружены Интернетом, всеми самыми средствами техническими, которые, в том числе, позволяют заниматься и самообразованием, и школе делать образование более доступным. Электронные дневники, электронные уроки, которые они могут посмотреть даже дома, восполнить какие-то пробелы. То есть все возможности есть у детей. Различного рода увлечения, пожалуйста, спорт разного вида. В области искусства. Развиваться может ребенок сейчас всесторонне, лишь бы он не ленился и жизнь ему эта казалось и представлялась, была для него интересной. А протянуть ему руку и делать ее интересной, и в период детства и на будущее - после достижения 18 лет – это задача государства и общества. Неправильно говорить, что, отдавая ребенка в ясли, мы тем самым хотим абстрагироваться от участия в воспитании, полностью передоверяем его в руки государства…
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью