От трёх до пяти Афганцы - благодарный народ
Персоны
Афганистан сегодня: в каком состоянии находится эта страна? Как строятся её отношения с соседями? Как живёт афганский народ? Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют в эфире "Вестей ФМ" с экспертом по внешней политике и региональной безопасности, экс-чиновником ООН Таалатбеком Масадыковым.
САТАНОВСКИЙ: Таалатбек Шамудинович, вы Афганистан знаете изнутри, со всеми его племенными, клановыми, этническими, конфессиональными – шииты, сунниты - и прочими вещами. На каком состоянии сейчас застряла эта страна, которая к нам поставляет, в основном, по-моему, наркотики и головную боль журналистам и политикам?
МАСАДЫКОВ: Ну, если можно пошутить в эфире, говорят: "что бы ни дали афганцам посеять, все равно получится мак!" Поэтому Афганистан известен во всем мире тем, что там производят опий-сырец. Проблем очень много в этой стране, затянувшаяся война, практически 38 лет война не останавливается на афганской земле. И при всем при этом хотелось бы отметить, что сам афганский народ, в принципе, очень, вы знаете, благодарный народ. Если вы работаете в стране действительно от души, в интересах этого народа, и народ это понимает, то, вы знаете, в 10 раз больше народ пытается вам помочь и ответить этим самым. Но разные исторические периоды этой страны сравнивать очень сложно. Народ вот сравнивает периоды до революции 1978 года, которую называют в истории Коммунистической революцией, когда в результате пришел режим коммунистический, потом после ухода этого режима, период непонятный, когда страну возглавляли моджахеды, потом в результате вот этой непонятной междоусобицы и продолжения этого конфликта в результате к власти пришли талибы, и потом уже международная коалиция во главе с Соединенными Штатами Америки – они свергли этот режим – Талибан, и с декабря, можно сказать, 2001 года мы сейчас можем говорить о последних 15-16 годах развития страны. И что бы ни происходило, все равно проблем все больше и больше. Проблем не становится меньше. Очень сложно говорить об этой стране конкретно – это черное, это белое. Там очень много, как вы совершенно правильно сказали, заметили, религиозных течений, разных этнических групп. Помимо основных этнических групп есть масса мелких этнических групп и масса маленьких региональных своих лидеров, которые делят власть и пытаются играть серьезную роль в политической жизни страны на протяжении многих вот этих последних лет.
САТАНОВСКИЙ: Что центр контролирует на сегодняшний день, по крайней мере?
МАСАДЫКОВ: Если говорить реально, то центр контролирует, наверное, большую часть города Кабула. И если брать страну, я думаю, что меньшую половину половины страны, потому что все это относительно. Разные натовские эксперты, включая военных специалистов, у них даже был подход в процентном соотношении говорить, какой процент какой провинции находится под контролем.
КОРНЕЕВСКИЙ: А как это считали?
МАСАДЫКОВ: Вы знаете, подходы совершенно разные: считали, что досягаемость местных органов власти до провинциального центра из уезда или до другого уезда, вопросы безопасности для местного населения в том или ином уезде или провинции, вопрос, как доставить гуманитарную помощь той или иной провинции вот в этой среде, когда вопрос безопасности очень серьезный.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Видеозапись программы отсутствует по причине профилактических мероприятий в студии "Вестей FM". Приносим свои извинения за неудобства.