От трёх до пяти Для Запада холодная война не закончилась
Персоны
Тема: Безопасность Средней Азии и Республики Кыргызстан.
Гость - эксперт по внешней политике и региональной безопасности, экс-чиновник ООН Таалатбек Масадыков.
Ведущие - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.
МАСАДЫКОВ: Мы сразу же увидели первый шаг: узбекские лидеры пошли на улучшение, на потепление отношений -почувствовалось буквально.
САТАНОВСКИЙ: А граница свободна сейчас по проходу?
МАСАДЫКОВ: Проходят. Некоторые границы еще...
САТАНОВСКИЙ: Еще заминированы - Узбекистана с Таджикистаном?
МАСАДЫКОВ: И с Кыргызстаном тоже.
САТАНОВСКИЙ: Их разминировали или нет?
МАСАДЫКОВ: По-моему, нет.
САТАНОВСКИЙ: Это - к вопросу о взаимодействии, потому что Узбекистан действительно очень серьезно боится прорыва на свою территорию через Ферганскую долину!
МАСАДЫКОВ: Их совершенно можно понять! Поэтому для этого нужно...
САТАНОВСКИЙ: Был прецедент, и Каримову как-то трудно было объяснить западным коллегам, которые начали его тяжело шельмовать на тему. А иначе - что? Очередные исламисты, как это было в странах арабского мира? Так ему это совершенно неинтересно! Да и никому, по-моему, неинтересно!
МАСАДЫКОВ: Наверное, разные точки зрения по поводу реакции Каримова. 2005 год вы имеете в виду?
САТАНОВСКИЙ: Очень жесткая реакция...
МАСАДЫКОВ: Жесткий был подход, но, может быть, в тот момент, в тех условиях в Узбекистане не было возможности решать по-другому.
САТАНОВСКИЙ: А других не бывает, как показали события в Египте, в Тунисе, в Ливии. Или у вас есть страна, или у вас нет страны. Иллюзий, что можно чего-то добиться... Арабский подход показал, вся эта "арабская весна" - абсолютную катастрофу. Вон, в Сирии же до сих пор гражданская война: когда она началась и сколько длится! Казалось, все делал Асад для того, чтобы хорошо было: он же выпустил всех лидеров оппозиции из тюрем, и они немедленно возглавили подразделения, начавшие гражданскую войну, и, в общем, чудом тогда Дамаск не взяли! Никакой Сирии не было бы сейчас!
МАСАДЫКОВ: В принципе, любой конфликт, если мы берем в арабском мире или в другом конце земли - везде есть игроки. Не только местные, а есть поддержка финансовая, военно-техническая поддержка со стороны. И вот тут, в нашем регионе, я считаю, эти большие игроки и определенные структуры этих больших игроков должны понять, что мы хотим. Может быть, пора сесть...
Я учился дипломатии во времена Советского Союза. Была одна дипломатия. Но сейчас – XXI век.
КОРНЕЕВСКИЙ: Многое изменилось?
МАСАДЫКОВ: Я думаю, многое. Технологии уже позволяют знать, что вы думаете и как вы движетесь! Может быть, пришло время откровенно поднимать эти вопросы и обсуждать. Есть "red lines" (красные линии), которые переступать нельзя, и давайте мы будем решать. Мне так кажется, что уже пришло это время. Потому что вести какие-то закулисные длительные дипломатические увертюры – это сложный процесс и длительный.
САТАНОВСКИЙ: Ну, мы пытаемся. По той же Сирии – Женева, Астана в качестве параллельного, куда более прагматичного процесса, но как-то не очень хочется нашим западным коллегам и партнерам говорить всерьез.
МАСАДЫКОВ: Я согласен с вами, потому что я на своей шкуре почувствовал, что если холодная война закончилась с развалом Советского Союза, мы все так считаем...
САТАНОВСКИЙ: Мы так думали!
МАСАДЫКОВ: Но вот у наших западных коллег, особенно тех, которые работают в политических структурах, у них она не закончилась.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Видеозапись программы отсутствует по причине профилактических мероприятий в студии "Вестей FM". Приносим свои извинения за неудобства.