Посоветуйте, доктор Атеросклероз: так ли страшен холестерин, как его малюют
Основателем "холестериновой (то есть жировой) теории" был наш соотечественник – Николай Николаевич Аничков, опубликовавший в 1913 году данные собственных экспериментов, которые стали основой данной теории. В 50-е годы в американских клиниках сформировалась концепция факторов риска атеросклероза, где главной причиной ускоренного поражения сосудов, и, в первую очередь артерии сердца, является "плохой" холестерин. Те, кто признают эту теорию, а в отечественной медицине таковых большинство, утверждают, что никакого отката от "холестеринового бума" до сих пор нет.
Гость программы – президент Национального общества по изучению атеросклероза, ведущий научный сотрудник Отдела атеросклероза Российского кардиологического научно-производственного комплекса Минздрава РФ, доктор медицинских наук Марат Владиславович Ежов.
Ольга Копылова: Повышенный уровень холестирина. Насколько он страшен?
Марат Ежов: Абсолютно очевидно, что, чем выше уровень холестерина, тем хуже для сосудов человека. Чем этот показатель ниже (от природы или под влиянием терапии), тем лучше. Организм начинает постепенно омолаживаться.
Ольга Копылова: Только 20% из этого неправильного холестерина человек может взять из еды, остальные 80% образуются самопроизвольно. Влияют ли здоровый образ жизни и здоровое питание на развитие атеросклероза?
Марат Ежов: 20% мы получаем и должны получать из пищи, исключать до "0" холестерин из питания не нужно. Его просто необходимо ограничивать. Двигательная активность помогают нам ещё на 10% снизить уровень "плохого" холестерина, и, даже, увеличить уровень хорошего. Мы имеем 70% от общего пула холестерина, ответственного за внутренний синтез, то есть за внутренний обмен веществ. Если обмен веществ настроен на то, что человеку приходится жить с высоким уровнем холестерина, ему необходима помощь. Избыток холестерина сам по себе исчезнуть не может, он будет неизбежно оседать на стенках сосудов, а у тяжёлых больных даже накапливаться под кожей.
Ольга Копылова: Во всём мире запрещены транс-жиры, хотя этот процесс запретов был тяжёлым, особенно в США, где когда-то появились заменители жиров, маргарины и прочее. Если у нас запретить транс-жиры, то с прилавков исчезнет добрая половина мороженого, тортов, конфет, колбас и других продуктов. Нам необходима честная маркировка, чтобы человек знал: хочешь – бери, хочешь – нет?
Марат Ежов: Мы есть – то, что мы едим. Транс-жиры – это не только маргарин, но и все кипящие масла, в том числе растительные. И, скорее всего, у предприятий быстрого питания после ввода обязательной маркировки будут проблемы. Взять для примера, картофель фри. Но! Если мы перенастроим наших людей на здоровую органическую пищу, в целом произойдёт оздоровление всего нашего населения.
Ольга Копылова: Возможно ли обратное развитие атеросклероза, если принимать статины?
Марат Ежов: Если мы опускаем холестерин ниже порогового уровня (ниже 4, 3,5), мы вправе рассчитывать на стабилизацию и даже уменьшение атеросклеротических бляшек, только в том случае, если мы непрерывно лечимся в течение одного года. Строго говоря, статины – препараты пожизненного применения. В связи с развитием кардиологии, статины, может быть, будут вытеснены более совершенными препаратами. Но пока статины резко отменять нельзя, иначе холестерин вернётся через несколько дней к прежнему уровню. У больных высокого риска, при отмене статинов, уже через несколько месяцев могут быть серьёзные обострения, вплоть до повтора инфаркта или инсульта.
Поностью запись беседы с гостем слушайте в аудиофайле.
Посоветуйте, доктор. Все выпуски
- Все аудио
- Посоветуйте, доктор!
- Посоветуйте, доктор! Коронавирус