От трёх до пяти Инженеров придётся искать за границей
Персоны
Об инновациях в России Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский беседуют в эфире "Вестей ФМ" с академиком Европейской академии наук, иностранным членом Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской инженерной академии, заведующим кафедрой ЮНЕСКО Green Chemistry Олегом Фиговским.
САТАНОВСКИЙ: Олег, всё-таки орден "Инженерная слава"… Эта инженерная слава – это наше прошлое или у нас есть ещё какие-то шансы, если не догнать Китай, то хотя бы использовать их опыт? Потому что я знаю, что ты сейчас в Китае очень востребован с точки зрения инноваций вот по-настоящему.
ФИГОВСКИЙ: Ну, я об этом расскажу позднее, а сначала я хотел бы сообщить то, что я не мог бы сказать, но то, что сказали компетентные, как говорится люди. Вот, например, глава "Сколтеха" – ректор Сколковского института науки и технологии, академик Александр Кулешов совершенно откровенно говорит о катастрофе в российском инженерном образовании. Все кадры, выращенные прекрасной российской имперской школой, эмигрировали за рубеж, ну, надо было выписывать из-за границы, что и было сделано в 30-е годы. Сегодня этого не делается, а кадров как не было, так и нет. И это мнение компетентного человека, ректора Сколковского института науки и технологии Александра Кулешова.
САТАНОВСКИЙ: Ну, денег на Сколково ушло даже страшно представить сколько. Результат, правда, мне не очень понятен.
ФИГОВСКИЙ: Дело же не в результате, дело всё в том, что результата быть и не может. Он высказывает очень простую мысль, вот тот же академик Кулешов, ректор этого университета. Что они хотели сделать подобие Массачусетского технологического института – очень известного технического вуза Америки, наверно, одного из 5-10 лучших в мире. Но что происходит? В Америке студент знает, чего ему надо. Он платит деньги, или свои, или кто-то ему даёт – родители, ещё кто-то, и он должен за это получить нужные ему в будущем знания. А в России, когда платят за Сколково, стипендию и, так сказать, всё замечательно, то он выбирает, что полегче. Это не моё мнение, это мнение ректора Сколкова. То есть американский опыт перенести в российскую действительность оказалось невозможно. Поэтому эффекта не будет. Это мнение опять-таки ректора вот этого самого Сколкова. Причём я не говорю о деньгах, о финансах, о всём остальном, о всех проверках – это не имеет значения. Важно сказать, что сама схема не работает в России, хоть умри.
САТАНОВСКИЙ: Печально. Но она не работает…
ФИГОВСКИЙ: Это ещё не всё.
САТАНОВСКИЙ: Так!
ФИГОВСКИЙ: Это ещё не всё. Вот у меня есть очень близкий друг – это профессор Георгий Малинецкий. Это довольно выдающийся математик, но прикладной математики из Института прикладной математики, бывшего Келдышевского, и вот он привёл удивительный пример. Значит, ну, он говорит, что я там такой замечательной, вот всё то, что вы сказали, дальше он говорит, что то, что я пишу о России и о том, что надо делать - это романтические люди и психологические аберрации. Пишу об этом потому, что самому этими иллюзиями мне расставаться было нелегко и грустно. И он приводит конкретный пример. Значит, он преподаёт математическое моделирование в Бауманском университете на научном факультете. Пару лет тому назад в начале курса обратил внимание на отсутствие блеска понимания в глазах. Имел место следующий диалог: "Прежде чем говорить о сложных нелинейных моделях, поговорим о чём-либо совсем простом. О простейшей математической модели в законе Ома. Кто-нибудь напомнит мне, в чём этот закон?" - ни одной руки. "Пожалуйста, сосредоточьтесь, вы много раз проходили его в школе в институте", - опять напряженное молчание. Приходится настаивать: "От вашего ответа зависит, чему вас можно научить, а может быть придётся строить курс иначе". И тут девушка, решившись, выпаливает: "Я помню. Репетитор говорил мне, что это очень важный закон". - "Очень хорошо, а из какой науки он?" – "Из физики" – "Прекрасно. А из какого раздела?" – "Кажется, из электричества". - "Может быть, кто-то из группы поможет, уточнит? – Опять молчание. - Но электричество большое – конденсаторы, трансформаторы, диэлектрики. Закон-то про что?" – "По-моему, про ток". – "Блестяще! А про какой ток?" – "А что, они бывают разные?" – переходит девушка в наступление. "Бывают разные – постоянные, переменные. Закон-то про какой?"- "Про тот, который был во времена Ома". И это не курьёз и не анекдот, это типичная ситуация. Результат образовательных реформ.
Полностью слушайте в аудиоверсии.