Авторские материалы Лучшие друзья девушек - золотые слитки
Персоны
Больше браков - больше колец. Свадебный бум привел к увеличению продаж золотых изделий. На обороты рынка работает и прирост импорта, и растущая отгрузка с ювелирных фабрик. Для тех, кто женится, золотые кольца станут доброй памятью, но надежной инвестицией их считать нельзя. Подробнее об этом - экономический обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.
Цепочек, сережек, кулонов и, главное, колец из золота российские ювелирные магазины стали продавать больше. И это - чистый итог, без инфляции и курсов валют, замечает генеральный директор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин:
"Ювелирные изделия из золота - за полугодие где-то плюс 13%. В первом квартале получше было - плюс 19%, но в целом за полгода выходим на 13%. Меряем в граммах, потому что это - самая объективная оценка".
Спрос вырос прежде всего за счет рекламы, заметил Эдуард Уткин: ее стало больше, предложения клиентам - агрессивнее, и люди буквально вспоминают, что крупными покупками по кассовому чеку могут оказаться совсем небольшие вещи. Из драгметаллов. И производители, в свою очередь, стали поставлять гораздо больше изделий в магазины. Финансовые условия для индустрии тоже были неплохими, говорит эксперт:
"Если мы возьмем динамику цен на драгметаллы и сравним 2016 год с 2015, то увидим, что сырье для ювелирных изделий подешевело где-то процентов на 18% - соответственно, у производителей появилась возможность на те же самые оборотные средства купить больше металла для производства".
Еще одним фактором роста стали курсы валют. С начала года доллар опустился с 62 рублей до 57 к середине июля. Это сделало выгодным импорт - зарубежные украшения добавили конкуренции на рынке. И плюс, резюмирует Эдуард Уткин, добавилось то, что в прежние годы в бухгалтерии проходило под графами "неликвид" и "вторсырье":
"Часто можно увидеть в магазинах ювелирных надписи об обмене старых изделий на новые. То есть покупатель может старые изделия сдать, заплатить деньги и купить новые. И вот эти сданные изделия идут на переплавку, аффинаж, и из них делают новые вещи. Также у производителей есть большие складские остатки невостребованной продукции. Их тоже пустили на переплавку".
Больше всего по товарным группам прирост заметен у золотых колец. Помимо свадебных церемоний, они требуются все чаще и для относительно новой традиции, вошедшей в жизнь молодых людей - помолвки. И во всех случаях ювелирные изделия - это прежде всего шик, демонстрация достатка или проявления чувств. И - долгая память. Но никак не инвестиция. Вице-президент компании "Золотой монетный дом" Алексей Вязовский констатирует, что монеты из золота, а в недалеком будущем и слитки, гораздо более выгодны для вложения денег, нежели кольца и серьги:
"На монеты у нас нет НДС, у нас есть НДС на слитки - 18%, но его Минфин обещал отменить в конце года. И даже некоторые наши аффинажные заводы - в Красноярске, в частности - начали выпускать инвестиционные слитки, такие красивые, запаянные, и подали в правительство заявку, чтобы на эти слитки побыстрее убрали НДС".
Инвестиционные монеты продаются без НДС - там чистый металл, с комиссией продавцов от 5 до 7%. Слитки пока обходятся дороже - в их ценник вкладывается налог в 18%. Но даже при этом они выгоднее украшений, добавляет Алексей Вязовский:
"Наценка - вот эта художественная составляющая в ювелирных изделиях - доходит до 50-60% к цене металла. Потому никакой НДС роли не играет - цена металла в слитках все равно ниже, чем цена металла в ювелирных изделиях".
И если торговля слитками будет окончательно либерализована к концу года, одним качественным инструментом для инвестиций будет больше. И количественные перетоки денег в этот золотой сегмент не заставят себя ждать.