От трёх до пяти "Газпром" не щадит Кургальский заказник
Персоны
Ситуация вокруг Кургальского заказника.
Гость - руководитель программы по экологической политике топливно-энергетического комплекса Всемирного фонда охраны природы Алексей Книжников.
Ведущие - Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
САТАНОВСКИЙ: Если бы мы не говорили о "Газпроме", который финансирует то, что он финансирует, так как он это финансирует на глазах у всей изумленной страны, то тогда я б согласился. Но в этой ситуации мне почему-то кажется, что это - не старушка, собирающая последнее на баночку простокваши с кусочков пенсии. Если у этих ребят есть возможность разбазаривать то, что они разбазаривают на тех, кого они разбазаривают... Они еще нам за этих футболистов не ответили!.. А уж после чемпионата мира – у-у! Внятно объясняю, да?
Я уж не говорю о "Зенит-Арене" и прочих вещах, связанных с нашим северным распределением средств. И вот здесь вопрос: что там за зверье или птицы? Помянутые нерпы – они кто? То есть я понимаю, что они - местные тюлени, но тем не менее. И сколько их еще осталось недобитых?
КНИЖНИКОВ: Это вот, может быть, самый знаковый вид. Вот вы говорили в начале передачи: тигры, леопарды. Для Балтики нерпы – это примерно тот самый зверь. Именно эта группировка, которая только там обитает, их всего осталось 200! Меньше, чем амурских тигров у нас!
САТАНОВСКИЙ: 200 штук?!
КНИЖНИКОВ: Да!
САТАНОВСКИЙ: Ну, тогда им точно не уцелеть, если через них труба пойдет!
КНИЖНИКОВ: Я хочу сказать, что такая маленькая численность у нас есть, если взять крупных млекопитающих - это серые киты на Сахалине, которыми мы, кстати, очень много занимаемся. И именно в контексте их сохранности в связи с сахалинскими проектами.
САТАНОВСКИЙ: А их сколько осталось?
КНИЖНИКОВ: Их порядка 170 сейчас осталось.
САТАНОВСКИЙ: Так, леопардов – 80, амурских тигров – около 500... В общем, это более чем сравнимо! Они только у нас водятся, в наших территориальных водах, или 200 – это на всю Балтику?
КНИЖНИКОВ: Это - обособленные группировки. Вот наша группировка – их всего 200.
САТАНОВСКИЙ: Хорошо сказано – группировка! Группировка нерп!
КНИЖНИКОВ: Так вот, смотрите, по серым китам мы много-много лет ведем полемику с операторами того же проекта "Сахалин-2", куда "Газпром" входит, и вполне смогли договориться изменить маршрут подводного нефтепровода, чтобы он не проходил через ключевые места кормления серых китов, которые прибывают туда каждое лето кормиться. И это стоило компании, конечно, энное количество денег, чтобы увеличить длину нефтепровода и он бы не проходил через этот участок. И, как мы знаем, уже много лет именно "Газпром" является главным акционером проекта "Сахалин-2".
Но почему-то тот сахалинский опыт, который имеет присмотр, скажем так, в лице того же Shell, он успешный, мы его декларируем, что можно договариваться, можно иметь экономическое развитие при соблюдении интересов охраны биоразнообразия. А здесь, в этой ситуации, когда мы говорим: ну, другим маршрутом идите, и мы вас поддержим, мы будем вашими проводниками, потому что, в целом, газификация - пока еще решение многих проблем, в том числе и для Европы. Но вместо этого делаются все эти действия - силовые, скажем так, чтобы протащить трубу через Кургальский заказник.
Полностью слушайте в аудиоверсии.