Культурное путешествие Москва архитектора Казакова

9 сентября 2017, 07:05

Персоны

Казаковская Москва. Влияние на облик города архитектора Казакова.

СТУПАК: Здравствуйте, уважаемые слушатели. В эфире программа "Культурное путешествие". С вами Полина Ступак, рядом со мной Марат Сафаров. Марат, приветствую вас.

САФАРОВ: Приветствую, Полина.

СТУПАК: Наша столица в эти выходные отмечает свой день рождения. И, конечно, мы не могли обойти эту дату стороной, и поэтому наша беседа сегодня будет посвящена, естественно, Москве. И мы долго думали, какой бы аспект придумать, что бы такое рассказать интересное. И нам пришла в голову мысль поговорить о Москве Казакова. Имя этого архитектора знают все. Это человек, который застраивал Москву в 18-м – начале 19-го веков. Понятие "казаковская Москва" уже стало нарицательным. И говорить о Матвее Федоровиче Казакове, его архитектурном наследии мы будем вместе с замечательным человеком, прекрасным рассказчиком, историком, москвоведом, старшим научным сотрудником Музея Москвы Константином Полещуком. Константин, здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте.

ПОЛЕЩУК: Уважаемые друзья, добрый день.

СТУПАК: Мы благодарим вас за то, что вы приняли приглашение и согласились участвовать в нашей программе. Я предлагаю начать нашу беседу, наверное, с одного из самых красивейших мест в Москве, которое имеет отношение к Казакову, это Петровский путевой дворец, который расположен на Ленинградском проспекте. Я как человек, живущий на севере Москвы, каждый день мимо него езжу, всегда впечатляюсь видом, а Константин у нас еще и работает в этом прекрасном дворце.

ПОЛЕЩУК: Ответственный хранитель экспозиции Музея Москвы.

СТУПАК: И давайте начнем как раз вот с этого прекрасного здания. И интересно еще то, что, в общем, гостям и жителям столицы туда можно попасть. Это, наверное, один из немногих объектов, сохранившихся со времен Казакова, куда есть доступ.

ПОЛЕЩУК: Вот прямо с этого, Полина, я и хочу начать, ибо действительно Петровскому замку в этом смысле повезло: он ныне уже восемь лет как доступен для посещения в составе организованных групп. И именно наш Музей Москвы и Городское экскурсионное бюро вот эти эксклюзивные-то программы и предлагает. То есть посещение труднодоступных зданий, какими еще недавно были и Петровский дворец, и Дом на набережной, и проекты с московским метро – метротуры, и даже посещение электродепо Московского метрополитена в ночное время очень интересные. Наши прогулки по метро, по городу, по улицам, конечно, само собой, эксклюзивные вот эти проекты с труднодоступными объектами, среди которых и был Петровский замок именно как раз из-за того, что это было здание Военной академии. Оно было закрыто почти для всех, за исключением людей, которые были связаны с военным ведомством. Поэтому, конечно, сейчас Дом приемов правительства Москвы (таков статус Петровского путевого дворца) и филиал Музея Москвы – это возможность посещать каждую неделю. Со среды по субботу наши экскурсионные дни, и организованные группы туда набираются, проходят в интерьеры и смотрят как парадный двор, так и замечательную парадную анфиладу, историческую экспозицию на первом этаже. Множество интересных деталей нас привлекает в этом здании, ну и, конечно, сам ансамбль великолепный – казаковская готика, казаковский романтизм. По-разному называли и современники, и потомки этот стиль в искусстве мастера, который в большинстве-то своем запомнился нам как именно мастер классики. Его колонны и портики, его следование античным образцам – Витрувий, Палладио, Виньола и Блондель еще.

СТУПАК: А ведь интересно, он же не выезжал за границу.

ПОЛЕЩУК: В чем и дело. В отличие от Баженова – от его старшего друга и одного из наставников, он именно московский выкормыш, если угодно, такой наш москвич абсолютно.

САФАРОВ: Ведь он в сердце Москвы родился фактически.

ПОЛЕЩУК: Да, удивительная, Марат, судьба у человека, который родился в самом центре нынешней Москвы, да и тогдашней даже Москвы, хоть она и была значительно меньше, наша первопрестольная столица. И, вы знаете, провел детство в Кремле, собственно в Кремле, поскольку папа его был подканцеляристом (небольшая должность в Московском кригскомиссариате), Кремль – место его работы. И место жительства – это дом, стоявший у Боровицких ворот Московского кремля, несколько десятков метров до кремлевской стены.

Слушайте в аудиофайле!

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация