От трёх до пяти День рождения всего человечества
Персоны
О празднике Рош Ха-Шана, еврейском Новом годе, который приходится на сентябрь, рассказывает раввин Довид Карпов. Ведущие "Вестей ФМ" - Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
САТАНОВСКИЙ: Правильно по-библейски, то есть осенью.
КАРПОВ: Да. Но это неслучайно, потому что хотя для нас это иудейский праздник, но, в общем-то, если быть точным, это, наверное, надо назвать библейским Новым годом. Он, так сказать, общечеловеческий. Поэтому те, кто следует библейской традиции, в частности, христиане, православные христиане, у них какие-то есть свои точки отсчета, но они вполне могут отмечать этот день как и их праздник тоже.
САТАНОВСКИЙ: Кстати говоря, если додержали до Петра, то в Европе 1 января было задолго до этого, и тут православие оказалось куда ближе к каноническим традициям.
КАРПОВ: Ну, 1 января – это отдельная тема, мы можем еще об этом отдельно поговорить. Но то, что касается нашего сентябрьского Нового года, вообще, мы знаем, что это не случайная дата, это не просто вот пальцем в небо. Мы знаем, что вообще-то это день рождения всего человечества. Это шестой день творения, когда был сотворен Адам.
САТАНОВСКИЙ: Так когда в этом году у нас…
КАРПОВ: В этом году мы отмечает два дня, потому что приятное дело приятно продлить – 21 и 22 сентября. Начинаем 20 вечером, но главная заповедь праздника – трубные звуки шофара, о котором мы еще поговорим, это 21, 22.
САТАНОВСКИЙ: То есть первый день творения через три дня?
КАРПОВ: Ну не через три дня, я извиняюсь, через неделю.
САТАНОВСКИЙ: Шесть, я говорю о первом дне творения.
КАРПОВ: Да - первый день, совершенно верно.
САТАНОВСКИЙ: Шесть минус 21, это 15, с 14 на 15, то есть прям вот, а у нас 12 на дворе.
КАРПОВ: Да-да.
САТАНОВСКИЙ: То есть через два дня господь… Сколько там, согласно традиции, пять тысяч семьсот…
КАРПОВ: Сказал: "Да будет свет, И стал свет".
САТАНОВСКИЙ: Вот-вот-вот.
КАРПОВ: Да, соответственно, заканчивается 5777 год и начинается 5778 год от сотворения мира. В данном случае Евгений Янович очень в точку попал, когда вспомнил про наше образование. Конечно, цифра как-то плохо соотносится с наукой, но мы знаем, что у евреев рука руку моет, раввины всегда знали, что мир существует без малого шесть тысяч лет. Ученые насчитывают 13 миллиардов. Ну, потом пришел еврей Эйнштейн и сказал, что все относительно: и время, и пространство они не зависят от точки отсчета, поэтому то, что в одной системе отсчета промежуток времени может занимать 13 миллиардов лет, в другой системе отсчета – в нашей, библейской – он вполне может занимать любой другой промежуток времени. Ну вот, у нас получается без малого шесть тысяч лет.
САТАНОВСКИЙ: Наш общий знакомый Чернин, который, с одной стороны – замечательный ученый, а с другой стороны, человек вполне верующий, задумчиво сказал по этому поводу (он еще и поэт): "А кто вам сказал, что господь не мог в каждый день творения вместить некоторое количество геологических эпох?" И, в общем, вполне был прав.
КАРПОВ: Да. Есть много комментариев и объяснений. Поэтому кто хочет более подробно углубиться в эту тему, то, пожалуйста, на мои лекции-занятия там мы можем все это расписать, разложить.
САТАНОВСКИЙ: На самом деле наука и религия… Если люди хотят не просто лбами потыкаться и пару машин поджечь, как это происходит с несчастным фильмом, то они спокойно дополняют друг друга, и как-то это не особенно им мешает.
КАРПОВ: Ну, вот насчет машин. Вообще-то, конечно, это приятно, что это день рождения человечества, и можем мысленно возвратиться в ту эпоху – шестой день творения, когда был создан человек, потом была создана из ребра его жена – Хава или Ева…
САТАНОВСКИЙ: Она была создана в какой день?
КАРПОВ: Она – в тот же самый день.
Полностью слушайте в аудиоверсии.