От трёх до пяти Польша бережёт каждый камешек
Персоны
О том, как в Польше относятся к историческому наследию, рассказывает историк Роман Жигун.
САТАНОВСКИЙ: Этот час мы общаемся с гостем, в студии – Роман Жигун, историк. Говорим о Польше, что есть редкость в нашей жизни, по крайней мере если не просто перелаиваться с Варшавой, а говорить о том, что на самом деле в этой стране происходит, какая она. Рома, вам слово.
ЖИГУН: Большое спасибо. “Прежде чем мы перейдем к амбуле, небольшая преамбула”, как было написано в одной хорошей книжке. Мы знаем, что женщины, достигая определенного зрелого возраста, как правило, начинают пытаться этот возраст скрыть. Это абсолютно такой естественный процесс. Начиная с определенного времени, женщины стараются выглядеть моложе, чем они есть. И это естественно. У государств ситуация прямо противоположная: достигая определенной зрелости, государства начинают всеми силами пытаться показать, что оно древнее, что у него есть давняя история. То есть государства стараются выглядеть как можно старше, чтобы тем самым показать свою состоятельность в некоем историческом процессе. Какие способы есть показать свою древность, показать то, что мы здесь находимся не со вчерашнего дня, не с позавчерашнего, а прошли на этой земле большой путь через толщу веков?
САТАНОВСКИЙ: Кстати, на сегодняшней Украине я с этим встретился. Там знаменитая книга Мыколы Галичанца, которого ваш батюшка отыскал по поводу войн с “гунцами, персами, эллинцами, рымлинами”, которых всех, естественно, победили украинцы. Более того, индоевропейское расселение, которое, оказывается, украинское, оно меня, конечно, потрясло: “Ну да, вот мы здесь всегда стояли!”.
ЖИГУН: Спасибо, Евгений Янович. Вот вы мне сейчас очень облегчили задачу, потому что вы избавили меня от необходимости обозначать неправильный путь. А есть путь правильный - путь сохранения памятников, объектов, предметов материальной культуры и культурного наследия.
САТАНОВСКИЙ: В случае Польши. То есть те, кто там жил до того, как вообще там были славяне, ну, например, кельты, была ж когда-то кельтская Европа, а и до кельтов жили, – всё это тоже сохраняется?
ЖИГУН: Не возьмусь судить об этом, поскольку за время посещения Польши не удалось побывать ни в одном из археологических музеев. Поэтому поговорим, собственно, о польской государственности и о том, на чем в числе прочего она стоит. А она стоит на самом бережном, самом ласковом отношении к объектам материальной культуры. И в первую очередь - к архитектуре. Польша со всей ее сложной историей, со всеми ее потрясениями в настоящий момент бережет каждый камешек, каждый булыжник, который говорит о том, что Польша возникла не вчера, не позавчера, а возникла давным-давно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.