Картинка

От трёх до пяти Великий князь Кирилл Владимирович: император в изгнании

5 декабря 2017, 16:05

Персоны

История дома Романовых после Октябрьской революции.

Гость - кандидат исторических наук, директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов

Ведущие - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.

ЗАКАТОВ: Правильно вы отметили, что для многих соотечественников история Дома Романовых закончилась в подвале Ипатьевского дома. Но это – ложное впечатление. На самом деле, конечно, он сохранился в качестве исторической институции.

Надо понимать, что до революции Императорский дом был не просто первой и наиболее знатной семьей, но и еще государственным учреждением, из которого в определенном законом порядке происходили носители верховной власти. Династия обладала определенным порядком внутренним и законодательством, учреждениями, которые его обеспечивали. Конечно, все это закончилось с революцией, когда сначала был свергнут конкретно император, потом провозглашена республика. Но в качестве исторической институции, в качестве носительницы определенных идеалов, принципов, самой по себе идеи монархии Императорский дом сохранился. И это - не только в России так, а во всех странах, где на том или ином этапе была свергнута монархия, династия все равно сохраняется на своих исторических правовых началах.

И вот после революции все члены Дома Романовых, которые остались на родине, были казнены, а выжила часть династии, родственники оказались в эмиграции. И старшим из них был двоюродный брат императора Николая II - Великий князь Кирилл Владимирович. Дело в том, что все мужское потомство Александра III было полностью уничтожено: и сам император, и наследник Алексей Николаевич, и Великий князь Михаил Александрович были расстреляны в 1918 году. Но Закон о престолонаследии дальнейший порядок определял очень четко, и Кирилл Владимирович был следующим в порядке этом. Он, конечно, мог уйти в частную жизнь, но счел себя не вправе это сделать.

Сначала была еще какая-то надежда, что, может быть, кто-то спасся, поэтому он медлил, но в 1922 году осуществил первый шаг по конституированию династии в этих новых условиях. Он объявил, что является блюстителем государева престола, то есть регентом, по сути дела. Он предполагал, что, может быть, спасся или цесаревич, или Великий князь Михаил Александрович. Но когда к 1924 году стало понятно, что все расстреляны, он тогда принял титул императора в изгнании.

САТАНОВСКИЙ: Где это было, в какой стране?

ЗАКАТОВ: Это было в тот момент в Кобурге, в Германии. Интересно, что семья Кирилла Владимировича – единственная из всех выживших Романовых, кто не покидал родину по собственной воле. Они оказались в положении многих наших соотечественников после распада СССР. То есть, не покидая фактически своей родины, вдруг оказались иностранцами.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

От трёх до пяти. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация