От трёх до пяти Европейских членов НАТО пугает непредсказуемость Трампа
Персоны
Трансатлантические отношения: насколько серьезный кризис наметился в них? Какое будущее их ждёт? Гостья Евгения Сатановского и Сергея Корнеевского в студии "Вестей ФМ” - президент Российской ассоциации евроатлантического сотрудничества Татьяна Пархалина.
ПАРХАЛИНА: Я занимаюсь трансатлантическими отношениями последний лет эдак …дцать, не буду уточнять сколько, и всегда многие политики и эксперты говорили о кризисах в этих отношениях. Но вот складывалось такое ощущение, что кризисы имманентно присущи трансатлантическим отношениям…
КОРНЕЕВСКИЙ: И не мешают работать.
САТАНОВСКИЙ: Ну, разрешимы.
ПАРХАЛИНА: Они разрешимы просто. Они разрешимы и даже являются каким-то толчком вперёд для развития этих отношений. И вот наступил момент, когда мы снова говорим о кризисе трансатлантических отношений, но – о, интересно, как история иногда… Какие коленца она выделывает – совсем не по тем причинам, о которых говорили раньше. Вот этот кризис нынешний связан с тем, что чуть больше года назад в Белый дом в Вашингтоне пришёл новый президент – Дональд Трамп, который уже в ходе своей предвыборной кампании говорил о том, что, ну, НАТО – это устаревший союз, который не соответствует безопасности, что Евросоюз – это нечто непонятное для него, что он хочет положить конец… Вот это называется у экспертов TTIP (Трансатлантическое инвестиционное торговое партнёрство) и так далее, так далее. То есть он явно показывал в ходе своей предвыборной кампании, что не просто плевать он хотел на союзников и на Европу, но явно хочет что-то изменить в этом.
Наверно, самой яркой особенностью нынешнего американского президента является непредсказуемость, и она стала, пожалуй, самой яркой характеристикой вообще вот этих трансатлантических отношений. На самом деле мы констатируем, что непредсказуемость, к которой всегда с огромной осторожностью относились трансатлантические союзники, исходит сейчас из центра вот этого западного мира – из Вашингтона. Я должна обратить внимание наших слушателей на то, что Трамп с удивительной скоростью стал отказываться от тех предвыборных обещаний (и в области внешней политики), которые он делал. А вот после визита к нему в Вашингтон двух европейских лидеров – обе дамы – Терезы Мей и Ангелы Меркель он с поразительной скоростью и лёгкостью отказался от своих характеристик НАТО, Евросоюза и так далее, и так далее.
Дальше события развивались таким образом, что вот был, например, такой неформальный саммит НАТО в Брюсселе в мае 17 года, приуроченный к открытию нового здания, и Трамп там в очень жёсткой и почти хамской форме… Он просто почти поставил ультиматум о том, что европейские союзники должны платить больше, то есть 2%, в бюджет НАТО. Я хочу обратить внимание, что об этом, вообще, говорили ряд американских президентов – и Буш, и Обама, особенно в начале своего первого срока, но как бы вот это произносилось, и никто… Были решения саммитов НАТО, и никто особенно не обращал на это внимания.
САТАНОВСКИЙ: Никто ж не платил.
ПАРХАЛИНА: Нет, были несколько стран, пять, в общем-то, которые вот… Да – пять стран НАТО, которые выполняли это требование.
САТАНОВСКИЙ: Кто эти герои?
ПАРХАЛИНА: Вы не поверите! Среди этих героев Греция, Эстония, вот совсем недавно Польша, Великобритания. То есть всё-таки были страны, которые платили.
САТАНОВСКИЙ: У Великобритании ВВП нормальный. А в Эстонии…
ПАРХАЛИНА: Да. Я просто хочу обратить внимание на то, что… Вот понимаете, Эстонии, например, Латвии там, другим странам - небольшим, им гораздо легче выполнять это требование, чем, например, Германии.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Полностью слушайте в аудиоверсии.