От трёх до пяти Теория критических явлений: как физика объясняет общественную жизнь
Персоны
Гость - физик, заведующий лабораторией теории сложных систем Института химической физики им. Н.Н.Семенова РАН Владик Аветисов.
Ведущие - Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
АВЕТИСОВ: Что такое критическое явление? Для нас вполне достаточно понимать это как резкое изменение чего-то. Резкое изменение состояния. Вот то, что это состояние меняется не плавно, а резко, и то, что, на самом деле, существует какой-то такой параметр, меняя который, вы проходите резкую фазу изменения состояния системы, вот это мы и будем называть критическим явлением.
То, как эволюционирует общество, что там в нём происходит - мы понимаем, что время от времени в обществе происходят какие-то резкие изменения. И мы можем в нашей терминологии говорить, что там, вообще говоря, наблюдаются критические явления. Понятно, что мы не вполне вправе, скажем, конденсацию воды или замерзание воды считать некой моделью смены социальной парадигмы в обществе.
САТАНОВСКИЙ: Ну, при большом желании, большой фантазии...
АВЕТИСОВ: Нет, ну…
САТАНОВСКИЙ: Мало ли у нас сумасшедших.
АВЕТИСОВ: Во второй половине XIX века такие рассуждения были, потому что под руками не было ничего. Но физика критических явлений - она, корнями уходя во вторую половину XIX века, всё-таки эти 150 лет развивалась. В своём изучении этих критических явлений она переходила от достаточно простых систем или простых явлений, например, замерзания воды, где все молекулы находятся в состоянии жидкости, в одном состоянии, а потом они замерзают, образуются кристаллы, и они тоже все находятся в другом состоянии. Так, чтобы все. Ну, какое такое общество мы можем сейчас, условно говоря, назвать, где все находятся примерно в одном состоянии?
САТАНОВСКИЙ: Таких нет.
АВЕТИСОВ: Ну, да. Конечно, таких…
САТАНОВСКИЙ: Ну, таких нет. Даже у обезьян в стае такого нет.
АВЕТИСОВ: Ну, я про обезьян мало что знаю.
САТАНОВСКИЙ: Я - довольно многое. Социальное расслоение - оно биологически…
АВЕТИСОВ: У меня есть некая ассоциация. С какими-то там допущениями, оговорками мы можем сказать, что, например, общество в Северной Корее находится примерно в таком состоянии.
КОРНЕЕВСКИЙ: Вот я тоже, когда вы говорили, думал о Северной Корее.
САТАНОВСКИЙ: Упаси Господь! Ребята…
АВЕТИСОВ: Я туда и вёл.
САТАНОВСКИЙ: Не-не-не-не! Северокорейский генерал, северокорейский крестьянин и северокорейский джазмен (а оказывается, есть северокорейский джаз) – это абсолютно разные страты.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но мы-то как бы делаем допущение.
САТАНОВСКИЙ: Допущение – да. Допущение мы можем делать любое.
АВЕТИСОВ: Оно стратифицировано, но это понятно, что оно неоднородно, оно стратифицировано. Ну, я не буду сейчас про Северную Корею, но я - условно. А вот на противоположной стороне находится, например, общество Соединённых Штатов. Ну, так все же считают, что общество Соединённых Штатов устроено гораздо сложнее, чем общество северокорейское. И если говорить о таком типе организации, как переход жидкости в кристаллическую фазу, если к Северной Корее это и можно применить, то уж к Соединённым Штатам точно применить нельзя.
Полностью слушайте в аудиоверсии.