От трёх до пяти Ядерное оружие "на коленке" изготовить нельзя
Персоны
Можно ли изготовить атомную бомбу в домашних условиях?
Гость - военный эксперт Михаил Ходарёнок.
Ведущие - Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский.
ХОДАРЁНОК: Я недавно ехал в автомобиле, совершенно случайно было включено радио, и там примерно программа аналогичного содержания – военная. Не будем называть это радио, не будем называть ведущих и обозревателей. Я и слушал-то его немного, в течение 5 минут, но такого наслушался, что надо развеять мрак этих совершенно неправильных представлений о некоторых вещах.
КОРНЕЕВСКИЙ: Пораженческие настроения, да?
САТАНОВСКИЙ: Вообще про что?
ХОДАРЁНОК: Ну, не то, чтобы пораженческие, но вот человеку в прямом эфире задают вопрос: можно ли сделать атомную бомбу в домашних условиях? И он говорит: "Да нет ничего проще, воспользовавшись учебником Ландау-Лившица, сделать её в гараже!".
САТАНОВСКИЙ: Он не шутил?
ХОДАРЁНОК: Может быть, и шутил.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но очень серьёзно.
ХОДАРЁНОК: Но как-то при этом мало улыбался. Мы в "Часе милитариста" применяем традиционное правило Генерального штаба – стараемся рассказывать только о тех вещах, как опять-таки говорили в нашем деле: "Вы рассказывайте только о том, что вы лично видели, лично наблюдали; в крайнем случае, со слов людей, разбирающихся в этом деле, когда это касается сложных технических вопросов".
САТАНОВСКИЙ: Ну, это "Денискины рассказы" Драгунского. Там - ракету в домашних условиях, я понимаю. Ну, детская книжка. Но как-то всерьёз уже…
ХОДАРЁНОК: На двух этапах моей службы я был связан с ядерным оружием, правда, мы в то время называли его "специальными боеприпасами".
САТАНОВСКИЙ: Ну, да.
ХОДАРЁНОК: А на партийных собраниях - "оружием правительства". Если ты там допустил какие-то оплошности при эксплуатации, так сказать, "оружия правительства"… Вы только представьте себе выговор по партийной линии с занесением в учётную карточку - например, за преступно-халатное отношение к вопросам эксплуатации "оружия правительства". Боже мой! Это - на всю жизнь, уже не отмоешься!
КОРНЕЕВСКИЙ: Это морально тяжело, я бы сказал.
САТАНОВСКИЙ: Слушайте, а у израильтян я слышал такую фразу: "Там у нас на складах лежит оружие, которого у нас нет".
ХОДАРЁНОК: Ну, а у нас - было. У нас было. И, вообще-то, это очень сложное устройство. Очень сложное.
САТАНОВСКИЙ: Да чуть ли не полковое было. И мины, и артснаряды, и чего там только не было.
ХОДАРЁНОК: У нас - ракеты. У нас боевые части - к зенитно-управляемым ракетам. Вообще-то, это - очень сложное устройство, и вот даже, например, для обслуживания, для регламентных работ существовали целые части. Там - специально обученные, подготовленные офицеры очень высокой квалификации, они приезжали на регламентное обслуживание на нескольких специальных машинах. И вообще… Ну, и, опять-таки, без преувеличения, это - очень сложное устройство, которое требует тщательного к себе отношения в процессе хранения, эксплуатации, обслуживания и боевого применения. И что-то вот я совершенно не представляю, чтобы его можно было сделать в гараже при помощи клея БФ-2, изоленты…
САТАНОВСКИЙ: И пассатижей!
ХОДАРЁНОК: … пассатижей и набора пластиковых пакетов.
Также в программе:
Завершился Конгресс национального диалога в Сочи: каковы его итоги?
Полностью слушайте в аудиоверсии.